Сказание за дъщерята на Кана
(руски оригинален текст)
Част I
1. КАК ВСЕВЫШНИЙ СОЗДАЛ АЛПОВ
Послушайте-ка удивительный дастан
Про трех эльбиров
И про то, как они образовали
Великий народ булгар
И державу в стране,
Называвшейся Атиль,
А сейчас слывущей
Страной булгар.
Его написал в 882 г.-
В год поднятия сына Джилки Бат-Угора -
Мудрый наставник мужей -
Башту было имя поэта.
Перескажем дастан со слов людей,
Читавших его.
Может быть, не запомнили они всего -
Но сохранили главное.
В давние времена,
Когда на Земле
Не было еще людей,
Создал Всевышний Тангра алпов-дивов.
Первыми создал
Старших алпов:
Солнце и Луну
И некоторых других.
От старших алпов
Родились средние дивы -
Стало алпов много.
Из-за тесноты возникли споры.
Понадобилось враждовавшим оружие -
Его сделал для них
Сын Солнца
Алп Хурса.
Был он отменным кузнецом,
Исходил всю Землю
В поисках руды
Для своей кузни.
По его тропам
И сейчас ездят люди,
Считая Хурсу
Своим покровителем.
Нельзя было никому
Перебегать дорогу Хурсе,
Иначе исчезала
Сила его оружия.
Около кузни Хурсы
Образовались горы шлака.
Стали звать их "Хурса-алп" -
Отсюда получилось Урал.
Хоть алпы и были бессмертны,
Но уязвимы для оружия Хурсы.
После многих битв испугались погибели
Договорились не пускать в ход оружие.
На
некоторое время
Восцарилась на Земле тишина.
Но появились на свет младшие алпы -
И ссоры вспыхнули вновь.
2. КАК ВСЕВЫШНИЙ СОЗДАЛ ЛЮДЕЙ
Тогда наказал их Всевышний -
Сделал так, чтобы от последних алпов
Могли рождаться только смертные люди
Так появились они на Земле.
Первые люди
Родились от Куропатки.
Держал ее отец
Взаперти за строптивость.
Поручил ее охрану
Солнцу и Луне -
Ведь не захотела она
Подчиниться отцовской воле.
И выйти замуж
За могучего алпа Албастыя.
Любила алпа Барыса -
Только от него хотела детей.
Всевышний помог ей
Бежать из заключения,
Хотя бдительно стерегли ее
Алпы Солнце и Луна.
Постоянно держали они
Пленницу за руку и ногу...
Но сказал Творец:
"Пусть рука и нога безболезненно
отделятся".
Вырвалась Куропатка из плена,
Добралась до Барыса.
От него родила первых людей -
Трех мальчиков и одну девочку.
Были они уродливы
И это расстроило мать.
Тут появился алп Шурале
И сказал:"Я сделаю их
красивыми!"
Шурале родился
От тетки Куропатки и Лиса.
Был он очень похож на деда
2. КАК ВСЕВЫШНИЙ СОЗДАЛ ЛЮДЕЙ
Тогда наказал их Всевышний -
Сделал так, чтобы от последних алпов
Могли рождаться только смертные люди
Так появились они на Земле.
Первые люди
Родились от Куропатки.
Держал ее отец
Взаперти за строптивость.
Поручил ее охрану
Солнцу и Луне -
Ведь не захотела она
Подчиниться отцовской воле.
И выйти замуж
За могучего алпа Албастыя.
Любила алпа Барыса -
Только от него хотела детей.
Всевышний помог ей
Бежать из заключения,
Хотя бдительно стерегли ее
Алпы Солнце и Луна.
Постоянно держали они
Пленницу за руку и ногу...
Но сказал Творец:
"Пусть рука и нога безболезненно
отделятся".
Вырвалась Куропатка из плена,
Добралась до Барыса.
От него родила первых людей -
Трех мальчиков и одну девочку.
Были они уродливы
И это расстроило мать.
Тут появился алп Шурале
И сказал:"Я сделаю их
красивыми!"
Шурале родился
От тетки Куропатки и Лиса.
Был он очень похож на деда
И за это тот выделял его.
Поведал даже внуку о том,
Как стать царем Земли -
Проскакать восемь кругов
На дедовском богатырском коне Тулпаре.
Сел Шурале на Тулпара,
Проскакал семь кругов,
Но на восьмом
Слетел с седла.
Убежал Тулпар прочь...
С той поры
Не уставал его искать Шурале,
Чтобы проскакать заветные восемь кругов.
Искал он и другие способы
Овладеть Землей.
Когда узнал о рождении людей -
Страшно обрадовался:
"Помогу исправить их тела -
Стану их хозяином.
Ведь после их смерти
Станут они моими.
Нет у людей ничего, кроме тел,
Боясь моего суда после смерти,
Будут люди подчиняться мне при жизни.
С их помощью завоюю весь мир".
Так решил Шурале.
Замесил землю с медом
И с помощью этой смеси
Сделал тела мальчиков красивыми.
На девочку меда не хватило,
Тогда алп замесил землю
С собственной слюной - по этой причине,
говорят
женщина нечиста.
Исправил тела детей -
От них пошел род людей,
Но были первые люди
Еще как скоты.
И Тангра повелел,
Чтобы алп Хурса
Вложил в людей
Свое огненное дыхание.
Так у людей
Появилась душа.
А она - бессмертна
И главное в человеке.
Хозяином душ
Является Всевышний.
Шурале лишился
Видов на людей.
Лишавшись -возненавидел утраченное,
К старой мечте о Тулпаре
Прибавилась новая -
Об уничтожении рода людей.
От близости последних алпов
И людей
Стали появляться люди-богатыри.
Звали их эльбирами.
Возглавили эльбиры
Людские племена.
Выковал Хурса и для богатырей
Смертоносные для алпов оружие.
Но было у людей
Одно племя - ИМЭН,
Которое возглавлял не эльбир,
А настоящий алп-Боян.
Родился он звездой
От алпов Солнца и Луны,
Все звезды были ему
Братьями и сестрами.
Но тоскливо ему было
Среди звезд,
И попросил от у Всевышнего
Отпустить его на Землю в облике Эльбира.
Творец исполнил его просьбу,
Но Солнце и Луна
Решили отомстить
Боян-Имэну за бегство.
Поэтому Боян - Имэн
Закрыл лицо маской
И советовал делать так
Своим потомкам
3. КАК ХОТЕЛИ АЛПЫ ПОГУБИТЬ ЛЮДЕЙ
Постепенно стали люди
Теснить алпов.
И решили тогда дивы
Уничтожить род людской.
Возглавил это дело
Алп Албастый
Ненавидел он потомков Куропатки
За отказ стать его женой.
Мечтал также этот алп
Стать владыкой Земли.
Заносился в мечтах Албастый
Даже на девятое небо.
Соорудили дивы на острове Чулман
Высокую стену из камней,
Закрывшую от людей
Живительные лучи Солнца.
Наступил везде мрак и холод.
Земля покрылась льдом и перестала родить.
А люди стали копать пещеры -
Но смерть настигла их и там.
Вступился за людей Бат-Терек.
Был он добрым алпом,
Появлялся в деревьях
То там, то здесь.
Любимой обителью дива
Был Бат-Терек, откуда его имя.
Доставала его крона
Вершины святого неба.
Проникали его корни
Сквозь все толщи Земли.
Через его побеги
Появлялся Бат-Терек повсюду.
Видны ему были сверху
Нечистые дела.
Предупреждал он многих
Об опасности.
Помогал в беде,
Был пастырем добра.
Ненавидели его
Албастый и Шурале.
Поведал Бат-Терек о людской беде
Самому Тангре.
Велел Всевышний алпу Карге
Разрушить стену.
Имел этот алп
Вид грача.
А жил на горе Симбир
Почему и звали его Симбир-Карга.
Женой Карги
Была алп-бия Чак-Чак.
От нее у Симбира
Родились сыновья Сак и Сок.
Отправился див с детьми
Исполнять волю Творца.
Стал ломать стену,
А сыновьям велел растаскивать камни.
Когда за полуразрушенной стеной
Стал ощущаться жар Солнца,
Послал Карга сыновей
Домой за медом.
Сказал им: "Чтобы Солнце
Не изпепелило нас,
Надо облиться медом -
Летите за ним скорей".
Но испугались Сак и Сок
Жары Солнца.
Не выполнили волю отца -
Улетели прочь.
Долго Карга
Работал в одиночку.
Поняв, что сыновья покинули его,
В одиночку разбил стену.
Сожгли лучи Солнца
Алпа Каргу,
Огненным шаром
Упал Симбир на землю.
Его горящие черные перья,
Упав на Тулпара,
Превратились в верных
Горячих лошадей.
К самому Тулпару приросли
Крылья Карги.
Быстротой бега,
Сбил конь с них пламя.
А Сак и Сок
Вернулись к матери,
Но Чак-Чак прокляла их,
И улетела прочь.
В память о своей
Неугасимой любви к Карге
Стала она
Покровительствовать влюбленным.
Охраняет домашние очаги
И молодых,
Летит от одного свадебного дома к другому
Вслед за Солнцем.
Сак и Сок,
Прося прощения,
Летят вслед за ней -
Хотят настигнуть ее.
Но Всевышний сделал так,
Что эти отверженные
Могут жить
Только ночью.
И каждый раз
Страшный для Сака и Сока рассвет
Преграждает им путь
К родной матери.
С лучами Солнца
Тепло, свет и жизнь
Вернулись на Землю,
Восславили люди Каргу.
Видя в каждом граче алпа -
В честь прилета грачей -
Стали производить сговор,
Считая это время благоприятным.
Угощали при этом друг друга ячменной кашей с мясом,
Считая ее любимой пищей Карги,
Причем девушки ели ячемень,
А юноши - мясо.
Малые дети
Взбирались на холмы и деревья,
Кричали, подражая грачам,
Чтобы продлился род людской.
Это игрище назвали
Каргатуй или Карга боткасы.
Не знали тогда, темные,
Что обязаны своим спасением воле Творца.
4. О ТОМ, КАК АЛБАСТЫЙ ПРОДАЛ СВОЮ ДУШУ ШАЙТАНУ
Призвал Тангра убийцу Карги -
Злого алпа Албастыя -
К себе на суд.
Испугался див.
Не раскаялся, как другие алпы,
Перед Творцом,
Предпочел обратиться за помощью
К самому Шайтану.
Шайтан укрыл Албастыя,
В глубинах Земли,
Сделал его
Повелителем подземного мира Тама.
За это продал алп
Свою душу Дьяволу.
Стал джином-йорегом,
Назвался Тама-Тарханом.
Заскочил в подземелье Албастыя
Конь Тулпар,
Когда однажды
Нагонял его Шурале.
Спрятал Албастый Тулпара
В одну из своих бесчисленных пещер
И предложил Шурале коня
В обмен на тысячу дев.
Стал Шурале
Воровать дев для Албастыя.
Растлевал их джин,
От них сотворил сорок тысяч йорегов.
Наиболее растленных
Отпускал на свободу,
Дабы блудницы
Растлевали других женщин.
Когда Шурале
Пошел воровать тысячную деву
В племя Имэн,
То попался в западню Бояна.
Придавило тяжелое бревно
Тело
Шурале.
Попросил
тогда испуганный алп
Помощи
у Албастыя,
Согласился быть слугой
джина
В
обмен на спасение.
Подкопал
Албастый землю под Шурале-
Провалился
тот под землю.
Велел джин Шурале
Убить
алпа Бат-Терека,
Который
пытался своими корнями
Схватить
Там-Тархана.
Стал Шурале
Бродить
по подземельям
И
всюду ломать и грызть
Корни
деревьев.
Пытался настичь
Самого
Бат-Терека
И
избавить Албастыя
От
опасности.
Больше не воровал дев
Из
- за боязни ловушки,
Но
не мог прожить без них
Похотливы
Албастый.
Стал искать замену Шурале
В
этом деле.
Нашел
ее в лице
Злого
алпа Аждахи.
5. КАК АЖДАХА С ЛЮДЬМИ ВОЕВАЛ
Был Аждаха
Также ненасытно похотлив.
Но производил потомство
Только от кобыл.
Всех кобыл он считал
Поэтому своими,
И если видел людей верхом на них -
Непременно убивал всадников.
И ублюдки Аждахи
Поступали также,
Были они такими же безобразными,
Как их отец-единорог.
Быстро увеличивалось стадо
Ублюдков Аждахи,
Стали угрожать они
Всему роду человеческому.
Видя свое могущество,
Стал подумывать Аждаха
О троне царя Земли.
Да помешали ему дети Бояна.
Когда Боян-Имэн
Был юн и неопытен,
Соблазнила его
Алп-би Выдра.
В обмен на ее
Сладкозвучную Домбру
Пошел Боян
На великий грех.
Без любви, за вещь,
Сочетался с Выдрой -
Больше всего на свете
Любил он пение и игру на домбре.
А ведь домбра Выдры
Была такой чуткой,
Что сама подыгрывала ему,
Когда он пел.
От греховной связи с Выдрой
Родились Тюрк, Жи-Учек и Лаиш.
Жи-Учек и Лаиш
Походили на отца.
Тюрк же был зол, как мать,
И не раз подводил отца.
Раскаивался Боян в содеянном -
Прощал сына.
Как-то плыл Боян-Имэн
С сыном Тюрком на плоту
По порожистой
Бурно текущей реке.
Звали реку Дулосу.
Была она своенравна.
На ее порогах
Накренился плот.
Упал Боян в воду,
Стал просить у сына помощи.
Тюрк даже не протянул руки -
Только крепче схватился за плот.
Думал лишь о своем спасении,
На беду отца не обратил внимания.
Стал тонуть Боян-Имэн -
Но и тогда не проклинал сына.
Влюбилась Дулосу
В алпа Бояна.
Захотела навеки
Оставить его при себе.
Потянула дива
В свои темные чертоги,
На мягкую постель
Илистого дна.
Но выручила Бояна
Дочь Дулосу - алп-би Бойгала.
Имела она облик
Огромной рыбы.
На своей спине
Вывезла Бойгала
Боян-Имэна
На каменистый берег.
Только раз в жизни
Была близка с ним.
Рассердилась Дулосу -
Разлучила влюбленных.
Скрыла дочь
В своих глубинах,
Не позволяла ей
Приближаться к берегу.
Загоревал Боян-Имэн -
Поневоле стал рыбаком.
Забрасывал сеть в Дулосу,
Но не попадала в нее Бойгала.
Затем полюбила Дулосу
Доброго Жи-Учека.
Напоминал он ей Бояна,
Потому любила она его.
В детстве был Жи-Учек шалуном,
Забавлялся тем,
Что хватался за ветви Бат-Терека
И выгибал их.
Долго терпел Бат-Терек
Озорство маленького алпа.
Когда надоело ему -
Обломил одну ветку.
Ее гнул Лаиш.
Упал от та землю,
Заплакал от боли.
Утешил Бат-Терек мальчика.
Взял сломанную,
Изогнутую ветку,
Связал ее концы
Волосом из косы алпа Куяна.
Выдрал он этот волос,
Когда Куян пытался сбить камнем
Сидящего на Бат-Тереке
Спящего алпа Сокола.
Так получился лук -
Дал его Бат-Терек мальчику.
Подарил ему также
Сорок своих веток.
Посоветовал мальчику-алпу
Забавляться этим луком,
Стреляя из нее ветками,
Которые стали звать стрелами.
Жи-Учеку понравилась забава.
Он перестал плакать ...
Прославился, как меткий стрелок,
Стал вполне счастливым.
Когда вырос -
Влюбился в алп-бию Солнце.
Кричал ей о своей любви -
Но равнодушно было Солнце.
Тогда решил Жи-Учек
Уколоть Солнце стрелою.
Выстрелил в небо -
Вернулась стрела, не долетев.
Стал тогда Жи-Учек
Насыпать курган из земли и камней,
Чтобы по ее уступам
Добраться до Солнца.
Но сколько ни старался -
Не мог добраться до Солнца.
С отчаяния решил
Добраться до жилища Солнца по земле.
Ушел на Север -
Ведь там, говорили, на острове Чулман,
Находится мост
К восьмому небу Солнца.
Ушел - и пропал.
Долго горевал Боян,
Наконец, решил
Выслать на поиски сына Тюрка.
Но Тюрк отказался,
И тогда вызвался Лаиш.
Когда пошел - Дулосу
Предложила ему свою помощь.
Сказала Лаишу:
"Без меня все равно не обойдешься,
Одна я
Знаю дорогу на Север."
В обмен на услугу
Потребовала от Лаиша
Пронзить стрелой
Глаза одной рыбе.
Лаиш согласился - не зная,
Что Дулосу решила ослепить дочь,
Дабы она никогда
Не встретилась с Бояном.
Подняла Дулосу над волнами
Свою дочь Бойгалу.
Одной стрелой, с первого выстрела,
Выбил Лаиш оба глаза Бойгалы.
Научил его меткой стрельбе из лука
Брат Жи-Учек
После стычки
С ублюдками Аждахи.
Обратились люди
К Боян-Имэну
С просбой помочь им
В борьбе с Аждахой.
Не знали они, что делать.
Боян, любивший людей,
Не отказал им -
Велел детям помочь.
Тюрк отказался.
Пошли Жи-Учек и Лаиш.
Перед схваткой
Обучил Жи-Учек Лаиша стрельбе.
Сказал брату:
"Я сяду на кобылу
И подведу Аждаху к дереву.
Ты же с дерева убьешь его стрелой Хурсы.
Я рискую больше
По праву старшего брата,
И поэтому не хочу,
Чтобы мое умение пропало со мной."
Сел Жи-Учек на кобылу -
Погнался за ним ублюдок Аждахи.
Привел Жи-Учек погоню
К высокому дереву.
На дереве притаился Лаиш.
Когда ублюдок приблизился,
Алп поразил его
Первой же стрелой.
После этого
Обучили братья своему уменью
Многих людей -
И стали они теснить Аждаху.
Испугался мерзкий див.
Обратился за помощью к Там-Тархану.
Стал продавать Аждахе Албастый
Шкуры йорегов в обмен на дев.
Покрывал Аждаха
Свою уязвимую спину
Шкурами йорегов -
Выдерживали они сто ударов стрел Хурсы.
Шкур у Албастыя
Было в достатке -
Ведь больше всего на свете
Любил он мясо собственных ублюдков.
Жестоки были нравы
Проклятых джинов,
Но и добрые алпы
Иногда совершали зло.
Ослеплена была Бойгала Лаишем,
Поэтому не могла найти Бояна.
Плавала, ничего не видя,
А то сразу заплыла бы в сеть любимого.
6. КАК ЛАИШ НА СЕВЕР ХОДИЛ
Пошел Лаиш
На крайний Север
По дремучим лесам и горам,
По непроходимым топям.
Долго шел Лаиш -
Дулосу текла с ним,
Показывая дорогу
Храброму алпу.
Мил ей был
Сын Бояна.
Полюбила она его -
Ведь он тоже был похож на отца.
Укладывала его спать
На мягкую прибрежную траву,
В тени деревьев
Стерегла его сон.
Манила алпа
Блеском своего серебряного тела.
Ласковым журчанием
Возбуждала сладостные грезы.
Однажды проснулся Лаиш
И увидел, как прекрасна Дулосу.
Не выдержал - вошел в реку
И оказался в ее объятиях.
Теплыми волнами
Ласкала Дулосу алпа.
Дрожа от любви,
Обнимал он нежное тело алп-бий.
Стали плыть они вместе.
Забыл о времени алп,
Постоянно пребывал
В любовном сне.
Между тем Дулосу
Приблизилась к месту,
Где обитал Сокол -
Страж дороги на Север.
Там, на Севере,
Кончалась Земля
И начиналось огромное море
По названию Чулманское.
Посреди моря
Был остров Чулман.
На нем жили многие алпы.
По их просьбе
Сокол охранял дорогу.
Убивал любого,
Кто пытался пройти к Чулману.
Скрыла Дулосу
Своего любимого
В белом, как облако,
Речном тумане.
Подплыла уточкой
К гнезду Сокола,
Сказала ему
Очень игриво:
"Слышала, что ты -
Ловкий охотник.
Буду твоей,
Если настигнешь меня.
Покажи свою удаль -
Поймай любимую.
Наградой станут тебе
Мои нежные ласки."
Метнулся обезумевший Сокол
За коварной Дулосу,
Юркнула река
В тесное ущелье.
Камнем упал Белый Сокол
За ней в ущелье.
Не понял хитрости алп-бий -
Обломал крылья о края ущелья.
Пожалел Тангра
Алпа Сокола:
Дал ему новые крылья
И новую службу.
Стал Сокол
Относить души умерших
В высокое Небо
На суд Всевышнего.
Говорят, перевозит иногда
Сокол Творца.
Для этого оборачивается
Белым конем.
Сколько потом плыл
Лаиш с Дулосу -
Неизвестно.
Но вот стало стынуть тело реки.
Вышел алп на берег -
Утонул в снегу по пояс.
Хотел было вернуться назад -
Да замерзла река.
Пожалел
Бат-Терек Лаиша -
Сделал лыжи
Вручил их Джилю
Для передачи сыну Бояна.
7. О НЕКОТОРЫХ СИЛЬНЫХ АЛПАХ
Но прервем здесь рассказ
О путешествии Лаиша.
Расскажем немного
О некоторых дивах.
Были среди алпов
Добрые дивы и злые,
Простодушные и коварные -
Разные были дивы.
Барадж - Ельбеген
О двух головах,
Как говорят эсеги-чирмыши,
Был добрым дивом.
Могучий алп Барыс,
Который в гневе
Мог убить только взглядом,
Был простодушным дивом.
Бат-Терек
Никому не причинял зла,
Но боялись его
Злые и коварные.
Во всем следовал
Благородный Бат-Терек
Воле Аллаха -
И Всевышний возлюбил его.
Считал его цвет - зеленый -
Самым красивым.
Даже иногда, говорят,
Принимал его облик.
Беззаветно любила Бат-Терека
Прекрасная алп-бий Артыш.
Стыдилась сказать ему о своем чувстве -
Не знал об этом Бат-Терек.
Смертельно враждовал с Бат-Тереком
Злой алп Шурале.
Не мог вынести того,
Что тот был любим Тангрой.
Эсеги говорили:
"Уничтожал
злодей целые леса,
В
каждом дереве
Видя
Бат-Терека".
Выкопал немало
Подземных
ходов,
Пытаясь
добраться по ним
До
корней Бат-Терека.
Вспыльчивы, но отходчивы,
Были
алпы Джиль и Кубар.
У
Кубара был брат -
Алп
Баран.
Когда Кубар и Баран
Стали
взрослыми -
То
заспорили:
Кому
быть хозяином отцовского меча-молнии.
Отцом их был
Драчливый
алп Барын.
Принимал
он вид прекрасного сивого волка
В
память о своем утонувшем брате Тун-Бури.
Раньше он с удовольствием
Участвовал
во всех драках алпов.
Но
когда Тангра запретил побоища -
Забросил
свой меч.
Увлекся битвами людей, как
игрой.
Тем,
кто ему нравился,
Указывал
своим воем и другими знаками
Судьбу
битвы и место победы.
Когда его избранники,
Не
поняв его знаков,
Терпели
поражение -
Барын
спасал их.
Когда Барын
Очень
уж сочувствовал людям,
То,
поред войной, ночью,
Разыгрывал
для них битвы на тучах.
В битвах участвовали
Погибшие
драчливые алпы.
Не
могли они спуститься на Землю,
Развлекались
только побоищами Барына.
Разделялись сражавшиеся
алпы
На
два войска:
Темных
алпов
И
светлых дивов.
Если побеждали темные алпы
-
То
это значило :
Избранников
Барына
Ожидает
поражение.
Если же побеждали светлые
дивы -
То
это предвещало
Избранникам
Барына
Доблестную
победу.
В саму битву людей
Барын
никогда не вмешивался:
Был
он азартен до невероятия
И
вмешательством не хотел портить игру.
Барыс предложил
Детям
Барына
Быть
молниеносными по очереди -
Сроком
в 300 тысяч лет.
А чтобы узнать,
Кому
быть
Молниеносным
первому -
Бросить
жребий.
Удача выпала
Алпу
Кубару.
Баран
удалился прочь -
Вне
себя от гнева.
Был див Кубар
Не
самым добрым алпом.
Но
совсем плохим
Назвать
его было трудно.
Имел он
Хорошую
сторону -
При
случае
Порожал
воров молнией.
Считал себя Кубар
Самым
сильным алпом.
Когда
алпы отвергли его верховенство -
Обиделся
на всех.
Характер его
Стал
плохим,
Мог
он
В
любую минуту рассердиться.
Удалился он
С
благословенной Земли.
Стал
жить в небе
На
теплых белых тучах.
Но иногда,
Когда
в небе становилось холодно,
Кубар
зажигает
На
тучах костер.
Тогда все небо
Становится
красным.
По
нему летают
Разноцветные
искры.
От горения костров
Белые
тучи
Постепенно
становятся
Совсем
черными.
Кубар не любит
Прокопченные
тучи -
Любит
проводить время
На
чистых, белых облаках.
Однако, не всегда ему
Это
удавалось:
Алп
Джиль - повелитель ветров -
Иногда
не давал Кубару белых туч.
Джиль считал себя
Покровителем
облаков -
Ведь
они так легко
Повиновались
его дуновению.
Если бы Кубар
Каждый
раз
Зажигал
костер в белых тучах -
Он
бы все прокоптил.
Поэтому Джиль
Временами
заставлял Кубара
Пребывать
в уже прокопченных им тучах,
Пока
Бат-Терек не очистит их вновь.
Тогда Кубар,
Любивший
чистоту,
Сердился
и ругался с Джилем
И
ударял по Земле молнией.
А надо сказать,
Что
когда Кубару
Было
жарко -
То
он дышал зноем.
Если же было прохладно -
То
дождем.
Когда
зябко - градом,
Когда
холодно - снегом.
Во время споров -
А
они происходили не в жару -
Раздраженный
Джиль
Дул
особенно неистово,
Обрушивал на Землю
Всевозможные
смерчи и бури,
Дождь,
град, снег
И
другую непогоду.
Трудно бывает людям
В
такое время,
Когда,
как говорят,
Кубар
с Джилем спорят.
Жалеет Бат-Терек
Слабых
людей -
В
дни ссор
Кубара
с Джилем.
Прикрывает Землю
Своими
ветвями,
Чтобы
Кубар и Джиль
Меньше
тревожили людей.
Но Кубар и Джиль
не
были плохими алпами.
Хоть
и ссорились -
Но
относились друг к другу, как братья.
Жалеет Джиль Кубара,
Когда
тому очень уж плохо -
Пригоняет
ему
Белую
тучу.
Жалеет и Кубар
Алпа
Джиля участливым словом -
Ведь
Джиль
Рос
без отца.
Надоело Барысу -
Отцу
Джиля -
Жить
со своими
Многочисленными
детьми.
Взял да и выгнал
всех,
Кроме
любимой младшей дочери,
Сказав:
"Пусть вас
Воспитывает
дед."
Но сам Барыс
Своего
отца не помнил.
И
напрасно его дети
Разыскивали
деда.
Беззаветно любит Джиль
Дочь
Дулосу -
Большую
рыбу -
Прекрасную
Бойгалу.
Ищет ее по всем водам,
Вздымает
на них огромные волны,
Зовет
Бойгалу.
Шумом
и свистом.
Но не показывается Бойгала
-
По-прежнему
любит
Алпа
Бояна -
Вождя
племени Имэн.
Да если бы и захотела -
Не
услышала бы зовов Джиля:
Забыла
мать
Ее
уши камнями.
Беззаветно любила и Артыш
Прекрасного
Бат - Терека.
Спасла
однажды алпа
От
неминуемой погибели.
Выследил - таки Шурале
Алпа
Бат-Терека.
Ночью
решил срубить его
Топором
Хурсы.
Но едва злодей
Занес
топор -
Как
под удар
Бросилась
Артыш.
Вспыхнула от радости,
Что
оказывает услугу любимому.
Испугался
огня Шурале -
Убежал
прочь.
С той поры
Люди
считали,
Что
горящая арча
Отгоняет
злых духов.
Любил Всевышний
Бат-Терека.
Боялись
того йореги.
Многим
нечистым делам
Добрый
алп не давал свершиться.
8. КАК ГАЛИ НАКАЗАЛ АЛПА КУЯНА
Боялись йореги
И верного льва Аллаха -
Храброго из храбрейших -
Праведного Гали.
Выходил Гали в дорогу
С огромным бичом,
Сплетeнным из хвостов
Побежденных им львов.
Любил его Творец -
Считал верным из вернейших.
Посланник Всевышнего
Нe мог без него обходиться.
Считал своей главной опорой,
Старался держать подле себя,
Но всегда Гали спешил
На помощь нуждающимся.
Если приходил -
Трепетали враги.
Не щадил злобных
Бич Гали.
Досталось от Гали
И алпу разбоев Куяну.
Был тот сыном Ишака и Верблюдицы
И закоренелым вором.
Длинноухим и горбатым уродом
Родился он.
Боялся насмешек -
Решил стать сильным алпом.
Украл у Кубара
Одну из восьми его кос,
Делавших его могущественным -
Но от этого не стал добрее.
Отобрал потом
Алп Барыс
У дива Куяна
Украденную косу.
9. О ПРОКЛЯТЫХ
ЙОРЕГАХ
Невинная забава -
Вражда
алпов -
В
сравнении с деяниями
Злых
йорегов.
Проклятые йореги -
Ублюдки
первого йорега Албастыя,
Тархана
подземного мира Тама -
Были
один хуже другого.
Было этих оборотней,
Как
говорят, сорок тысяч.
Хватало
их на все
Самые
черные дела на Земле.
Когда свет ислама
Стал
распространяться по Земле,
Задумал
Албастый
Страшное
деяние:
Извести на Земле
Всех
мусульман
И
разрушить до основания
Мекку
и Медину.
В этих городах -
Столицах
ислама -
Нередко
бывает, говорят,
Сам
Творец.
Либо невидимый для всех
Ходит
среди паломников,
Либо
слушает их мольбы,
Обращенные
к нему,
Давая отдохнуть
Своим
гонцам,
Доносившим
молитвы
К
его высочайшему престолу.
Смотрит в лица молящихся,
Проникается
к ним жалостью и сочувствием.
При
этом Посланник
Всегда
находится при нем.
Захотел проклятый Албастый
Разрушить
земные пристанища Аллаха
И
лишить мусульман
Защиты
Всевышнего.
Захотели йореги
Сделать
это в образах мусульман,
Дабы
Аллах
Прогневался
на людей.
Для этого поймали джины
Пятьсот
мусульман -
Самых
уважаемых,
Много
раз совершавших хадж.
Сам Албастый
Подвергал
несчастных пленных
Страшным
истязаниям:
С
живых сдирал кожу.
Добивался злобный царь
йорегов,
Чтобы
праведники
Продали
свои души
Оборотням
- йорегам.
Ведь не могли йореги
Принять
облик мусульман,
Если
те
Оставались
верны вере.
Не просили праведники
Помощи
у Аллаха -
Ведь
для ревнителей истинной веры это -
Проявление
слабости.
Смотрели на свои мучения,
Как
на испытание силы своей веры.
Молились
на пытке не за себя -
За
других несчастных и заблудших.
Требовали от йорегов на
пытке,
Чтобы
раскаялись они перед Аллахом
За
свои злодеяния
И
покорно приняли бы его наказание.
Еще более свирепели от
этого йореги.
Еще
более изощреннее
Пытал
праведников Албастый
Со
своими ублюдками.
Не знали праведники
Дня
окончания своих мук,
Но
готовы были вечно
Выносить
их ради веры.
Был ненасытно похотен
Албастый
и его йореги.
Покупали
они дев-мусульманок
У
Аждахи и его ублюдков.
Оскверняли их,
Лишали
их
Целомудрия
и скромности,
Стыда
и чести.
Растлив женщин,
Отпускали
их на волю,
Чтобы
те, растленные,
Растлевали
других.
Не знали йореги
Предела
разврату.
Занимались
мужеложеством,
Совокуплялись
и со скотом.
Узнал Албастый
О
деве Боз-бие.
Решил
обязательно
Осквернить
ее.
Сам шейтан
Помог
Албастыю
Узнать
о существовании
Целомудренной
девы.
Ведь была она
Символом
непорочности
Для
всех,
Живущих
на Земле.
Послал Албастый
На
ее поимку
Грязную
Мышь -
Любовницу
всех алпов,
Самую растленную
Из
всех растленных,
Когда-либо
Рождавшихся
на Земле.
Как-то Барадж
Заманил
алп-бию Мышь
В
свою западню,
Желая
съесть ее,
Дабы эта блудница
Не
оскверняла
Своим
развратом
Лик
Земли.
Опасаясь гибели,
Мышь
продала душу Шайтану
И
стала Джин-бией,
За
что Шайтан выручил ее.
Первым растлил
Грязную
Мышь
Брат
Кубара -
Алп
Баран.
Поэтому Мышь
Чаще
всего
Была
с Бараном -
Сильным,
но недалеким алпом.
Завидовал Албастый Барану,
Что
была у того Мышь.
Хотел
иметь такую же
Или
лучшую любовницу.
Чтобы показать свое
могущество
И
досадить Барану,
Решил
Албастый
Сделать
любовницей Боз-бию.
Но на пути Албастыя
Стали
потомки сыновей Боян-Имэна.
Но
прежде, чем рассказать о них,
Расскажем
о Бояне и его сыновьях.
10. ОБ АЛПЕ БОЯНЕ И ЕГО
СЫНОВЬЯХ
Быстро оценил Лаиш
Подарок
Бат-Терека.
Пошел
к Чулману на лыжах -
Но
так и не нашел Жи-Учека.
Замерзшая Дулосу
Текла
подо льдом следом.
Когда
стало теплее -
Снова
повлекла Лаиша на себе.
Принесла Лаиш в обьятиях
В
горы Хон.
Увлекла
его в пучину страсти,
Заставила
на время забыть обо всем.
Но недолго была счастлива
Дулосу
с Лаишем.
Как-то
увидел алп на реке
Купающуюся
деву.
Потрясен был ее красотой.
Долго
любовался ее нагим телом
Из
прибрежных кустов -
Но
не смог подавить стона восхищения.
Услыхала его дева -
Обернулась
Золотым Лебедем.
Взмахнула
крыльями,
В
испуге улетела.
Забыл Лаиш о Дулосу -
Только
дева-Лебедь была в мыслях.
Решил
он найти ее,
Но
прежде - вернуться к отцу.
Когда ушел Лаиш,
Остался
Боян совсем один.
Долго
ждал сына,
Наконец,
устал ждать и затосковал.
Решил, что и Лаиш погиб.
Ведь
и бессмертный алп
Мог
погибнуть,
Если
желал этого сам,
Или если
Убивали
его
Другие
алпы или люди
Оружием
Хурсы.
Не осталось у Бояна
наследников.
Ведь
отказался он ранее
От
другого сына - Тюрка -
Не
захотел быть отцом злодея.
Бросил ведь Тюрк отца,
Когда
овладел Бояном какой-то недуг,
Ушел
из дома,
Боясь
также заболеть.
Наслал этот мор
Джин
Албастый.
От
болезней погибло
Все
племя имэн.
Долго мучился Боян,
Оставшись
в одиночестве,
Пока
не обратился к Тангре.
И
Аллах исцелил его.
Стал просить одинокий Боян
Аллаха
Пением
и плачем
Под
игру
На
сладкозвучной домбре.
Чтобы Всевышний
Послал
ему
Сына
от Бойгалы -
Пусть
даже в виде человека.
Не любил Боян-Имэн
Никого,
кроме Бойгалы.
От
нее только и хотел
Иметь
сына.
Не женился поэтому,
Но
Бойгалу ни видел.
Не
было у него поэтому
Больше
никаких детей.
Думал Боян-Имэн:
"Не
пошлет Творец сына -
Не
буду жить один в тоске.
Попрошу
своей смерти."
Пел он: "Тяжело
голове без плеч,
Тяжело
и плечам без головы.
Тяжело
детям без отца,
Еще
тяжелее отцу без сыновей.
Росли у меня
Два
цветка.
Не
мог я насладиться
Видом
их красоты.
Но вот вдруг
Завяли
они.
Нет
больше со мной
Моих
сыновей.
Имел я
Двух
птенцов.
Умиляли
они меня
Своими
забавами.
Но вот вынес я их на свет
-
Улетели
мои птенцы, словно, соколы.
Где
вы, мои сыновья?
Ослепли
мои глаза от слез".
Говорят, при этом пении
От
сострадания к алпу
Трава
поникла, словно градом прибитая,
И
даже Бат-Терек согнулся.
Сжалился Аллах,
Не
допустил смерти Боян-Имэна.
Направил
в его сет на Дулосу
Уже
беременную от алпа Бойгалу.
Попалась Бойгала в сеть -
Подумала,
что в сеть недруга.
Стала
биться в тенетах,
Ударяться
о дно всем телом и хвостом.
От ударов Бойгалы
Образовалась
огромная котловина,
Похожая
очертаниями на рыбу,
И
очень глубокая.
Перегородила Бойгала,
Пытаясь
вырваться из сети,
Всю
реку Дулосу -
И
вода затопила котловину.
Стала котловина
Большим
озером.
Прозвали
это озеро
Озером
Бойгал.
Стал вытаскивать Боян-Имэн
Бойгалу
на берег,
Стал
говорить с ней,
Но
были ее уши забиты камнями.
Билась об острые
прибрежные камни,
Пыталась
вырваться.
Не
видела Боян-Имэна -
Думала,
что в руках врага.
Хорошо, что подоспел Лаиш,
Помог
он отцу
Вытащить
на берег
Огромную
Бойгалу.
Вылезла тут из ее уха змея
И
обратилась в маленького мальчика,
Как
две капли воды
Похожего
на Боян-Имэна.
Понял Боян,
Что
это - его сын,
Дарованный
ему Аллахом.
Назвал
сына Иджиком.
Как прошла змея
Сквозь
камень в ухе -
Осталось
неизвестным.
Было
это чудом Всевышнего.
Отпустил после этого Боян
Бойгалу
снова в реку -
Испугался,
что попросит она
Своей
смерти.
Плакал при этом алп -
Полагал,
что никогда более
Не
увидит своей любимой.
Так
оно и случилось.
Узнала о рождении Иджика
Злая
Выдра.
Задумала
отомстить Бояну,
Решила
съесть Иджика.
Дождалась, когда Иджик
Пошел
играть на реку,
Напала
на него,
Разинула
страшную пасть.
Увидели это журавли -
Закричали
встревоженно.
Услышали
их крик Боян и Лаиш -
Прибежали
на реку.
Испугалась Выдра -
Метнулась
в сторону.
Не
удержалась на крутом берегу -
Упала
в воду.
Ревнивая Дулосу
Поглотила
Выдру.
Сильно
горевал Лаиш -
Считал
себя убийцей матери.
Стал Иджик
Утешением
Бояна на старости.
Не
мог и мига алп
Обойтись
без сына.
Отказался Боян
От
бессмертия алпов,
Прожил
после этого
Сколько
суждено человеку.
Сказал, постарев:
"Иджик
- мой сын -
Родился
человеком.
Не
хочу пережить его."
Осталась вечной вдовой
Верная
жена Бояна Бойгала.
Говорила
всем
Любопытным
и нетерпеливым:
"Боян-Имэн любил
Только
меня.
Как
же я могу любить
Кого-нибудь
другого ?"
11. КАК ИДЖИК ЖЕНИЛСЯ
После ухода Боян-Имэна
В
лучший мир,
Взял
Лаиш брата Иджика
Под
свое покровительство.
Добр был Лаиш -
Но
не знал покоя от любви.
Всюду
искал свою любимую -
Не
хотел любить иную.
Не мог усидеть на месте -
Стал
путешествовать.
В
дороге научился торговать -
Стал
первым купцом.
Поехал как-то в Семиречье
-
Благодатнейшую
область Турана.
На
озере Сабан-кюль
Увидел
свою деву.
Как увидел - лишился
чувств,
Три
дня был без сознания.
Когда
пришел в себя -
Явился
к деве.
Сказал ей:
"Полюбил
тебя с первого взгляда.
Будь
моей женой -
Не
расстанемся мы никогда."
Согласилась она
Стать
женой доброго Лаиша.
Понравился
ей алп -
Был
он статен и красив.
От Лаиша и Лебеди
Пошло
племя Урми -
Так
звали отца девы -
Хозяина
Сабан-кюля.
На свадьбе Лаиша
Только
Иджик был печален.
Закручинился
он от того,
Что
не имел жены.
"Что ты сидишь
невесел? -
Спросил
у него Кубар -
Брат
твой женится -
А
ты не хочешь радоваться?"
Покровительствовал Кубар
Молодому
Иджику -
Ведь
выручал Иджик
Грозного
алпа.
Угнал как-то Баран у брата
Стада
любимых им овец,
Дабы
тот
Не
мог лакомиться их мясом.
Для этого
Принял
облик барана,
Отчего
и получил
Имя
Барана.
Стал горевать Кубар
Без
баранины.
Весь
высох
Никого
не хотел видеть.
Едва не отдал Барану
Право
быть молниеносным
В
обмен на овец -
Да
выручил его Иджик.
Стал тайком
Подстреливать
овец Барана
И
приносить их
Кубару
на обед.
"Радуюсь я вместе со
всеми
Счастью
брата,
А
кручинюсь потому, что не женат", -
Ответил
Кубару Иджик.
"Разве мало вокруг
красавиц -
Дочерей
известных алпов? -
Удивился
Кубар. -
Выбирай
любую!"
"Из тех, кого я
видел,
Ни
одна не достойна меня, -
Печально
молвил Иджик. -
Нужна
мне под стать мне, богатырю!"
Усмехнулся Кубар -
А
улыбался от редко:
Развеселила
его
Заносчивая
речь Иджика.
"Есть для тебе такая
невеста, - сказал -
Это
- дочь Барыса.
Не
пришел гордец Барыс -
Не
то бы сосватал за тебя его дочь".
"Сам поеду к
Барысу", -
Сказал
Иджик.
"Будь
осторожен - не смотри в глаз
Огненноокому
алпу." - посоветовал Кубар.
А надо сказать,
Что
был тогда Иджик как-бы одноглаз -
Заплыл
один его глаз
От
укуса пчелы.
Пришел Иджик к Барысу.
Увидел
его одноглазый алп -
Сразу
почувствовал к нему расположение:
Ведь
Иджик был как-бы одноглазым.
Иджик смело посмотрел
В
глаз Барыса,
Но
погасил тот огонь своего ока -
Остался
невредимым Иджик.
"Что тебе нужно,
Храбрый
Иджик,
Сын
благородного алпа Бояна?" -
Спросил
Барыс.
"Пришел я сказать,
Что
хочу взять в жены
Твою
дочь", -
Ответил
Иджик.
Понравилась Барысу
Смелость
и открытость Иджика:
"Ты
говоришь прямо, как Бат-Терек.
По
нраву мне твоя речь.
Устал я от витиеватой лжи
Злых
алпов.
А
добрые не приходят ко мне -
Думают,
что я злой.
Захотел я
В
последнее время
Сам
выдать дочь
За
доброго алпа.
Думал уже,
Что
останется дочь девой.
Не
приходил из добрых никто
Просить
ее.
Наконец, нашелся такой
Добрый
алп - это ты, Иджик!"
Так
сказал Барыс,
Но
Иджик возразил:
"Не алп я -
человек".
Расстроился
Барыс сразу:
"Жаль,
что ты - не алп.
Ведь
дочь моя - див, как и я!
Обладает она
Сверхъестественной
силой.
Многим
желавшим ее сильным алпам
Наломала
дочь бока.
Аждахе вырвала
Щетину
на загривке,
Албастыю
выбила
Три
клыка.
Джилю ушибла
Одно
крыло,
Кубару
сломала
Два
ребра.
Где уж тебе,
Слабый
человек,
Одолеть
дочь в свадебном поединке,
Даже
я побаиваюсь ее!"
"Я докажу, что
человек
Сильнее
всех.
Ведь
я родился
Чудесным
образом!"-
Сказал Иджик
Весьма
уверенно.
Усмехнулся
алп,
Как
див Кубар:
"Если ты и впрямь
такой решительный -
Иди
и бери мою дочь в жены!"
Пошел
Иджик к деве.
Увидел
ее - испугался.
Но отступать не захотел -
Не
позволила гордость.
Сказал
ей прямо:
"Пришел
побороть тебя и взять в жены."
"Давай, схватимся, -
Сказала
дева -
Посмотрим
- достоин ли ты меня.
Если
наломаю тебе бока - не обижайся!"
Думала дева Самар,
Что
пришел к ней алп.
Не
знала, что если сожмет Иджика,
То
оставит от него мокрое место.
Разошлись они перед тем,
Как
схватиться.
Когда
расходились - запел Иджик,
Взывая
к помощи алпов.
Просил он в своей песне,
Чтобы
Кубар
Пролился
дождем,
Состоящим
из стрел-молний.
Просил он в песне своей,
Чтобы
Джиль
Нанес
дождь из стрел-молний
На
деву Самар.
Просил он в своей песне,
Чтобы
бабушка - Дулосу
Дала
ему чешую Бойгалы -
Ею
хотел усмирить деву.
Просил он в песне своей,
Чтобы
Барыс
Дал
ему косу Кубара -
Ею
хотел повалить деву.
Пожалели Иджика алпы -
Дали
ему просимое им.
Когда
стали сходиться -
Начался
молниевый дождь.
Понеслись молнии стрелами
в деву -
Ранили
ее тело,
Но
не остановили деву:
Приближалась
Самар к Иджику.
Стала обхватывать
богатыря.
Если
б сжала - переломила надвое,
Задушила
в своих объятиях,
Как
змея - маленького мышонка.
Взял Иджик чешую матери -
Осыпал
ею деву.
Остановилась
она, как вкопанная -
Не
смогла сдавить Иджика.
Но и Иджик не мог
Сдвинуть
ее с места.
Тогда
взял он косу Кубара,
Забросил
ее за спину девы,
Что есть сил потянул на
себя -
Сдавила
коса деву,
Подломила
ее силу.
Оторвал
Иджик Самар от земли,
Поднял ее в воздух,
Потом
ударил оземь.
Оказался
наверху -
Стал
победителем.
Стала дева женой Иджика.
Барыс
был рад этому.
"Будут
у меня внуки от любимой дочери" ,-
Говорил
он с гордостью.
Было у Иджика
Четверо
сыновей.
Дали
они жизнь
Четверым
родам.
Мужчины этих родов,
По
завещанию Иджика,
Носили
косу на голове -
В
память о борцовской победе.
Потомки Иджика -
В
память о его свадьбе -
Осыпали
новобрачных монетами,
Называя
их чешуей.
Были дружны Иджик и Лаиш.
Лаиш
также отказался от бессмертия,
Сказав:
"Раз мой брат - человек,
То
я тоже не хочу быть алпом ".
Однажды, когда Иджик
Опасно
занемог,
Отправился
Лаиш
За
лекарством для него.
Поехал Лаиш
В
землю Хинов -
Славились
они,
Как
изготовители снадобий.
На обратном пути
Подстерег
Лаиша алп Мал.
Враждовал
он с сыном Бояна,
Не
пожалел Лаиша.
Считал себя Мал,
Любивший
принимать вид быка,
Хозяином
всех дорог
И
от всех путников требовал мзды.
Лаиш же, занимаясь
пастушеством и торговлей,
Никогда
не приносил жертвы Мал,
И
тот решил при случае
Отомстить
Лаишу.
Когда Лаиш
Переходил
пустыню Куман,
Ударил
Мал рогами
Задремавшего
было Джиля.
Рассердившийся Джиль
Стал
дуть на Мала
И
не заметил, что при этом
Засыпал
караван Лаиша песком.
Когда песок
Скрывал
бедного Лаиша,
Сказал
тот: "Эта смерть мне -
За
то, что убил я мать."
Алп Барадж
Обнаружил
тело Лаиша
И
доставил лекарства
Умиравшему
Иджику.
Выздоровел Иджик.
Из
благородной памяти о брате
Воспитал
трех сыновей Лаиша, -
Они
дали жизнь трем родам.
На закате жизни
Увел
Иджик семь своих родов
В
горы Хон:
Тесно
стало его народу у Дулосу.
Прозвался поэтому
Народ
Иджика
Народом
хон
И
стал могучим.
В память о прежней родине
Прозвался
Иджик
Именем
реки Дулосу
Иджик
- Дуло.
Стали потомки Иджик
По
старшей линии
Царями
хонов
И
все прозывались Дуло.
12. КАК БЫЛ ВОЗОБНОВЛЕН
НАРОД ХОНОВ
Особенно прославился
Народ
хонов
В
царствование Джилки -
Славного
Хана.
Был он непобедим
В
открытом бою.
Многих
он покорил
И
присоединил к народу хонов.
Опорой его славы
Стали
удачные набеги
На
державу хинцев -
Отличных
воинов.
Завоевал он
Половину
Хины,
Учредил
заставы
На
самой реке Кубан.
Опасаясь Джилки,
Обратились
хинцы за помощью
К
Тама-Тархану - Албастыю.
Хитер
был проклятый джин.
Взял Албастый
И
подбросил мертвого лебедя,
Пронзенного
стрелой Дуло,
В
лагерь потомков Лаиша.
Возмутились потомки Лаиша
-
Поклонялись
они лебедям, -
Избрали
своим вождем Эсега
И
ушли из страны Джилки.
Но и после ухода эсегцев
Натиск
хонов на хинцев не ослаб.
Вновь
обратились хинцы
К
джину Албастыю.
Попросил джин Аждаху
Помочь
хинцам,
А
тот обратился к Тюрку,
Маня
его своей распутной дочерью.
Тюрк, бывший и сам
распутником,
Не
долго колебался и женился на ней.
Возмутил
этим
Даже
нескольких своих сыновей.
Ушли они от отца,
Широко
расселились по Земле,
Дали
жизнь
Многим
племенам.
Но немало людей
Осталось
и с Тюрком.
С
ними должен был алп
Напасть
врасплох на Джилки.
Обещал сделать это Тюрк
По
уговору с Аждахой -
Этого
требовал Аждаха
В
обмен на дочь.
Особенно ненавидел Аждаха
Племя
хонов
За
то, что оно повсюду беспощадно
Истребляло
его ублюдков.
Разрубали хонцы
Сраженных
ублюдков Аждахи
На
несколько частей
И
развешивали их на деревьях.
Сильна была стража хонцев
На
границе с Хиной,
Но
не было стражи у хонцев
На
границе с сородичами - тюрками.
Напал ночью Тюрк
Со
своими людьми
На
ставку Джилки
И
перерезал всех в ней.
Успела бросить жена Джилки
Своего
младенца - сына
В
протекавшую возле ставки реку
В
котле для жертвенной пищи.
Тюрки побежали следом,
Пытаясь
убить младенца стрелами.
Увидел
это олень -
Пил
он воду из реки.
Пожале этого оленя еще
олененком
Джилки
на охоте.
Теперь
олень
Отблагодарил
Джилки -
Спас сына царя:
Подхватил
его рогами,
Помчал
младенца
Прочь
от погони.
Сорок дней и ночей
Бежал
олень с младенцем.
Достиг
благодатного Семиречья,
Оставил
младенца здесь.
Журавли выходили младенца,
Залечили
его раны,
Отнесли
во дворец кана Семиречья -
Царь
приютил найденыша,
Назвал мальчика
По
имени своего рода Газаном.
Когда
он подрос -
Отдал
за него свою дочь.
Возобновил Газан
Свой
хонский народ.
Совершил
немало подвигов
На
службе у царя Семиречья.
Дал царь Газану за это
Большой
удел.
Да
после смерти Газана
Вспыхнула
междоусобица среди его потомков.
Были некоторые родичи
злее,
Чем
тюрки или алпы,
Увел
поэтому сын Газана Булюмар
Часть
хонов на западную сторону.
Прошел Саксин, реки
Саклана -
Шир
и Бури-чай.
Разбил
его сын Алвар румийцев,
Овладел
для хонов землями по Суле.
В ту пору
Было
еще много богатырей,
Но
немало и дивов,
А
также злобных джинов.
В ту пору
Было
немного мудрецов,
Могущих
указать
Дорогу
к истинной вере.
Поэтому на Земле
Было
больше заблудших,
Чем
праведных
И
ведающих истину.
Поэтому на Земле
Было
больше зла,
Чем
милосердной доброты
И
благостного мира.
Поэтому тогда
Добро
нередко
Прокладывало
себе дорогу
Воинским
мечом.