АЛАКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

 

 Это археол. культура ср. и позднего бронзового века (XVII-XVI-XIII вв. до н.э.) андроновской культурно-исторической общности (АКИО); названа по эпонимному могильнику на оз. Алакуль (Кург. обл., Щучанский р-н, с. Пивкино). В своем развитии проходит ряд этапов: 1 - ранняя ступень с керамикой раннеалакульского типа (могильник Верхняя Алабуга) и петровского (XVII-XVI вв. до н.э.); 2 - средняя или классическая ступень с посудой типа Алакульского могильника (XV- ХIV вв. до н.э.); 3 - поздняя с керамикой позднеалакульского (бишкульского) типа (вторая пол. XIV - XIII вв. до н.э.).

Alakul

А.К. охватывает тер. от верховьев рек Урал и Миасс на З. до междуречья Ишима и Иртыша на В.; от границы лесостепи и южнотаежной зоны Зап. Сибири на С. до пограничья степей и полупустынь на Ю. Казахстана. Входит в круг культур степной бронзы.

А.К. оформилась в лесостепных и северостепных р-нах Юж. Зауралья и Сев. Казахстана. Осн. сложения составляли местные энеолитические и раннебронз. племена с керамикой одиновско-крохалевского и вишневского типов, трансформация к-рых происходила в условиях усиленных контактов с нас. зап. р-нов синташтинских и абашевских племен (Синташта, абашевская культура), в меньшей степени - полтавкинских лесостепного и степного Поволжья, раннесрубных культур катакомбного круга. В результате взаимодействия сформировался петровский культурный тип, на базе к-рого в процессе дальнейшей трансформации оформилась А.К. Процесс становления А.К. шел параллельно с расширением ее ареала во всех направлениях, но наиб. активно в юж. и юго-вост.

Алакульский могильник раскопан Е.Е.Кузьминой и К.В.Сальниковым, насчитывает 66 курганов с земляной насыпью высотой от 0,15 до 1,5 м, диаметром 13-40 м. Могильные ямы - грунтовые, с обкладкой на дне из бревен в один венец, в ряде случаев с деревянным перекрытием, располагались кольцеобразно вокруг ц. погребений. Захоронения совершены скорчено на лев., в нескольких случаях на пр. боку с преобладанием юж. и юго-зап. ориентации, с сосудами (от 1 до 5), обычно у изголовья. Ч. сосудов обнаружена вне погребений. На краю могил - черепа и кости ног овцы, реже - крупного рогатого скота, в одном случае - двух костяков лошади. Инвентарь: бронз. украшения - желобчатые браслеты, ч. с закрученными в спирали концами, головной обруч, бляхи с тисненым орнаментом, крестовидные и очковидные привески, полушарные бляшки, бусы, пронизи, обоймочки; из орудий - бронз. булава, костяной дисковидный псалий, кремневый наконечник стрелы.

Пос. небольшие (до 10 или немногим более жилищ), расположенные на мысовых ч. низких террас или возвышениях в поймах. Чаще всего жилища располагались вдоль реки довольно плотно друг к другу. Жилища полуземляночного типа или близкой к нему формы, с котлованами глубиной 0,6-1,2 м, пл. немногим более 100 кв.м. В лесостепной зоне для сооружения жилищ использовалось дерево, в степной зоне - камень.

Специфическая алакульская посуда - горшки с уступчиком на плечиках, орнаментированных зонально, резным способом. Характерные предметы вооружения: из бронзы - ножи-кинжалы с намечающимся перекрестием, двулопастные втульчатые наконечники стрел; из камня - булавы, наконечники стрел подтреугольной формы; из кости - черешковые наконечники стрел разл. форм, кинжалы, копья, дротики.

Ведущую роль в х-ве играло скотоводство: разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей; вспомогательную роль - мотыжное земледелие, охота на промысловых животных (лось, косуля, сайгаки и др.), рыболовство, собирательство.

Погребальные сооружения разнообразны: в лесостепи - земляные курганы с грунтовыми могильными ямами, деревянным перекрытием и обкладкой из бревен в 1-2 венца дна; в юж. р-нах господствовали каменные конструкции в надмогильных и могильных сооружениях - курганы и круглые кольца, прямоугольные и круглые оградки, каменные ящики и цисты из плит. Характерной являлась круговая планировка семейных кладбищ с могилами взрослых мужчин и женщин в ц., детскими, подростковыми и женскими могилами - по периферии (от 3 до 40).

На разных этапах А.К. преобладали разл. направления связей нас.: в ранний период - юго-зап. и зап. (контакты с синташтинским, абашевским, раннесрубным, позже - срубным (cрубная культура); в классический и поздний периоды - сев.-зап. и сев. направления (связи с федоровским, черкаскульским нас.), на Ю. - с родственным тазабагъябским нас. Юж. Приаралья. Наиб. тесными и длительными были связи с федоровскими племенами, сосуществовавшими с алакульскими в классический и поздний периоды на одной тер. В результате этого взаимодействия при участии черкаскульцев происходит синтез и дальнейшая трансформация алакульских культурных признаков, оформившихся в новое культурное образование алексеевско-саргаринского типа эпохи финальной бронзы. Существует также точка зрения о более позднем возникновении федоровской культуры в результате дальнейшего развития А.К., что явилось базой для сложения алексеевско-саргаринской культуры.

Лит.: Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967; Андроновская культура. Вып. I // САИ. В 3-2. 1966; Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985; Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск, 1988.

 

Автор:

Потемкина Т.М.


Алаева И.П.

Взаимодействие срубных и алакульских племён в Южном Зауралье в бронзовом веке.


Актуальность темы определяется современным интересом исследователей к проблеме содержания понятия "алакульская культура" в рамках территории Южного Зауралья, в частности обсуждается вопрос самостоятельности существования алакульской культуры на фоне сильного срубного компонента в этих районах. Целью работы является- попытка определить содержание явления контактной зоны, выяснить механизм срубно-алакульских взаимодействий в Южном Зауралье.

Существование среди исследователей срубной и алакульской культур различных подходов к определению содержания взаимодействий, диктует необходимость аргументации этих взглядов. Тезис о локализации на территории Южного Зауралья срубно-алакульской общности в виде единого синкретичного явления, казалось бы, находит подтверждение во многих реалиях данных культур:

·         общность происхождения срубной и алакульской культуры;

·         почти подобные хозяйственные системы;

·         принадлежность к одной металлургической провинции;

·         наличие синкретичных элементов в материальной культуре;

·         выделение исследователями группы смешаных памятников.

Но перечисленные факторы относятся, прежде всего, к археологическим категориям, которые как правило отражают ситуацию в мире артефактов (материальной культуры). Анализ этнографических вариантов взаимодействий говорит о том, что первобытные общества в различных вариантах контактирования с иными социумами всегда сохраняют этническую идентификацию, проявляющуюся в наиболее консервативных пластах культуры. Коренным трансформациям может подвергнуться лишь материальная культура. Это заключение иллюстрируют материалы погребальных памятников. Обряд захоронения - один из самых консервативных признаков культуры. Выделение могильников алакульской культуры, могильников срубной культуры, фиксация на подкурганной площадке "чистых" комплексов как алакульской так и срубной культуры свидетельствует о проявлении этноидентификации, даже в ситуациях реального смешения населения. Кроме того, наличие множества переходных форм, отсутствие единого сложившегося обряда является свидетельством контактов синхронно существующих культур, но отнюдь не вновь образовавшейся культуры. Поэтому говорить о существовании единой, синкретичной, срубно-алакульской общности неправомерно.

Напротив, существование пограничной зоны со смешанными памятниками является довольно распространеным результатом взаимодействия древних народов. Именно такой вид взаимодействия однопорядковых, родственных культур отмечается для срубно-алакульской контактной зоны.

С целью определения границы распространения срубного влияния на территории, значащейся алакульской, было проведено картографирование памятников, содержащих срубный компонент. Оказалось, что границы этой зоны охватывали степную часть Южного Зауралья, на севере - до р.Уй, на западе - до левых притоков Тобола, до самого Тобола влияния доходили спорадически, на юге граница проходила по центральным районам Оренбуржья. В "классический" период, в Южном Зауралье срубно-алакульская контактная зона очень неоднородна, выделяется зона тесных взаимодействий и территория опосредованного влияния. Одним из новообразований в смешанных срубно-алакульских памятниках является обряд трупосожжения.

В настоящее время в исследовании срубно-алакульской зоны планируется провести:

·         построение хронологической схемы существования контактной зоны, на сегодня известны ранние памятники с раннесрубными комплексами, с другой стороны не выяснены поздние границы существования контактной зоны, распространяется ли она до времени культур валиковой керамики.

·         обобщение всех материалов контактной зоны (Южного Приуралья, Оренбуржья).

 

Используются технологии uCoz