СРУБНАЯ КУЛЬТУРА
Это археол. культура эпохи бронзы (см. Бронзовый век). Выделена В.А.Городцовым в 1905. Названа по устройству могил в виде срубов. С.к. на Южн. Урале занимает лесостепную и степную зоны. Известно не менее 500 археол. памятников. В С.к. выделяются 3 хронологич. периода. Раннесрубная стадия соответствует времени формирования срубных и алакульских древностей (17-16 вв. до н.э.). Для поселений характерны каркасные наземные жилища. Наблюдается значит. сходство с абашевской (см. Абашевская культура) гончарной традицией (элементы колоколовидности, ракушечная примесь, геометрич. орнамент и др.). Х-во имеет признаки патриархально-пастушеского способа произ-ва. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, занимались обработкой металла. Могильные ямы имели квадратную форму. Часто выявляются дерев. перекрытия, разл. рода подстилки и подсыпки (зола, мел охра, органика и др.), кости ж-ных. Умершие лежали на дне могилы в скорченном положении (часто на лев. боку), головой на С., руки, согнутые в локтях, расположены перед лицом (поза адорации). Погребальная керамика представлена сосудами горшечной и баночной форм. Вещевой инвентарь состоит из оружия (топоры, копья, кинжалы, наконечники стрел), орудий труда (ножи, топоры, скребки), псалий и разл. видов украшений. Наивысшего расцвета С.к. достигает во 2-й период (15-14 вв. до н.э.). Ведущим остается наземный тип построек. В погреб. обряде поза адорации становится преобладающей. Сокращается число богатых захоронений и кол-во вещей в них. Посуда стандартизируется на всей терр. срубной культурно-ист. общности. В керамике полностью исчезают абашевская и полтавская черты. В замкнутых комплексах (Тюбяк, Юмаковское II, Старо-Яппаровское, Тавлыкаевское и др.) наряду со срубной встречаются алакульская и межовская (см. Межовская культура) посуда. Завершающий этап С.к. на Южн. Урале (14-12 вв. до н.э.) характеризуется глубокой и многообразной перестройкой матер. и духовной культуры. Наблюдается резкое сокращение числа памятников. Вероятно, срубное нас. приняло участие в формировании ряда культур позднего бронз. века на Южн. Урале. К кон. 2-го тыс. до н.э. срубные племена сев. р-нов Башкортостана вступили в контакт с нас. черкаскульской и курмантауской культур; на базе их смешения шло формирование ананьинской культуры.
Лит.: Городцов В.А. Эпоха бронзы Восточной Европы. М., 1915; Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967; Обыденнов М.Ф., Обыденнова Г.Т. Северо-восточная периферия срубной культурно-исторической общности. Самара, 1991; Горбунов В.С. Бронзовый век Волго-Уральской лесостепи. Уфа, 1992.
Срубная культура, археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.), распространенная в степной и лесостепной зонах Европейской части СССР. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлических изделий, а также литейных форм и инструментов металлообработки. Выделена В. А. Городцовым в 1901. Названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах. С. к. формировалась в Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры. Распространение С. к. привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на В. до Днепра на З., от р. Камы и правых притоков р. Оки на С. до Азово-Черноморских степей на Ю. Поселения С. к. располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища — полуземлянки или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Большинство находок составляет глиняная посуда. На раннем этапе — плоскодонные сосуды ручной лепки с геометрическим орнаментом, на позднем — простые горшки, орнамент беднее, иногда с наклеенным валиком, в конце С. к. — округлые лощёные сосуды. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые (проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе — короткие мечи, серпы, клепаные котлы); отдельные украшения из драгоценных металлов. Известны мощные очаги металлообработки С. к. в Волжско-Уральском междуречье и Северо-Западном Причерноморье. В конце С. к. появляются признаки использования железа. хозяйство племён С. к.: в степной полосе — преимущественно скотоводство (в т. ч. кочевое), в лесостепи — земледелие и придомное скотоводство. Объединения племён сыграли значительную роль в формировании исторически известных киммерийцев, а позднее — скифов. Лит.: Городцев В. А., Результаты археологических исследований в Изюмском уезде Харьковской губернии. 1901 г., в кн.: Тр. XII археологического съезда в Харькове, т. 1, М., 1905; Кривцова-Гракова О. А., Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы, М., 1955 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 46); Мерперт Н. Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, М., 1958 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 61); Сальников К. В., Очерки древней истории Южного Урала, М., 1967.
Потапов В.В. Поселения финала поздней бронзы на Нижнем Дону
в системе общности культур валиковой керамики // Донская археология в XX веке:
становление, развитие, достижения. - Тезисы докладов Донских археологических
чтений. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 33-35.
1. В начале
восьмидесятых годов Е.Н. Черных, проанализировав и сопоставив между собой ряд
евразийских культур развитого и финального этапов поздней бронзы, доказал
существование общности культур валиковой керамики (КВК). Им же были выделены
две фазы ее развития: ранняя (XIII/XII вв. до н. э.) и поздняя (XI - IX/VIII
вв. до н. э.), а также три зоны: восточная (от Алтая до Дона), контактная (от
Днестра до Северского Донца) и западная (от Днестра до Балкан) [Черных Е.Н.,
1983]. Дальнейшее развитие проблема общности КВК получила в работах ряда
авторов [Алексеев А.Ю., Качалова Н.К., Тохтасьев С.Р., с. 66-70; Зданович Г.Б.,
1988, с. 148; Горбов В.Н., 1993; Его же, 1995, с.63-67; Его же, 1996,
с.17-19,21; Ромашко В.А., 1996]. В.Н. Горбов выделил два блока КВК: восточный и
западный, граница между которыми совпадала с восточными рубежами сабатиновской
и белозерской культур. Он же определил отличия в рельефной орнаментации
кухонной посуды, которые являются диагностирующими для различных блоков КВК. Для
характеристики общности КВК и ее составляющих использовались преимущественно
материалы бытовых памятников.
2. Район Нижнего Дона в обоих
вариантах включается, полностью или частично, в восточную зону КВК.
Среди нижнедонских поселений поздней
бронзы к раннему этапу КВК можно отнести жилища 1 и 2 Ляпичева хутора
[Кривцова-Гракова О.А., 1955, с. 95, рис. 21, 22; Горбов В.Н., 1992, с.
101-102], Раздоры [Рогудеев В.В., 1988], Приморская стоянка [Мамонтов В.И.,
1975], жилища 2, 3 и 5 Мокрого Чалтыря [Ларенок В.А.,1999, с. 28]. Эти
памятники можно, в основном, синхронизировать с IV горизонтом хронологической
колонки североприазовских и донецких поселений, разработанной В.Н. Горбовым.
Достаточно полно украшенная валиками керамика представлена на поселениях
несколько ранней хронологической группы: Ливенцовка (V слой) [Братченко С.Н.,
1969, с. 220-224, рис. 10-12], Дугино V и X, 1-е жилище Мокрого Чалтыря (?),
Отрадное [Ильюков Л.С., Флеров В.С.,1980]. Эти поселения одновременны III
горизонту по В.Н. Горбову, и отнесение этих памятников к общности КВК пока
проблематично, так как они относятся к периоду, предшествовавшему оформлению
этой общности. Возможно, здесь имеет место нестыковка хронологических систем,
используемых для памятников различных регионов [Горбов В.Н., 1995, с. 65], а
может быть, традиция валиковой орнаментации, возникнув в среде сабатиновского
населения, постепенно распространяется на восток [Гершко-вич Я.П.,1998, с.
68-69].
С. 34.
С поздним этапом КВК на Нижнем Дону связаны четыре памятника кобяковской
культуры: Кобяково, Нижнегниловское, Хапры, Сафьяново [Шарафутдинова Э.С.,
1980], а так же ряд других поселений, известных по отдельным комплексам или
небольшим раскопкам, шурфовкам и сборам: у х. Веселый [Гольмстен, 1941],
Бессергеновка, Батайское [Чалый В.В., 1983, с. 285, рис. 3], Потайновский(?)
[Шарафутдинова Э.С., 1985, с. 163-164, рис. 6,1,2; Горбов В.Н., 1996, с. 19,
рис. 2,1,5,7], Малаховский Ерик II [Прокофьев Р.В., Потапов В.В., 2000], Смела
IV, жилище 6 Мокрого Чалтыря.
Если кобяковские поселения в рамках
данного этапа являются достаточно поздними и могут быть синхронизированы с
позднебелозерскими [Шарафутдинова Э.С.,1980, с. 69] и Vб горизонтами по В.Н.
Горбову, то остальные могут быть при-знаны в целом одновременными белозерской
культуре и V горизонту.
3. Некобяковские поселения
заключительного этапа поздней бронзы, несмотря на малочисленность происходящего
из них материала, уверенно относятся к восточной зоне (или блоку) КВК. Об этом
свидетельствуют такие признаки, как наличие воротничков, орнаментация валиков
"косыми крестами" или "косой сеткой", зубчатым штампом, то
есть те признаки, которые по В.Н. Горбову отличают восточный блок КВК от
западного [Горбов В.Н., 1993; Горбов В.Н., 1995, с. 63-67; Горбов В.Н., 1996,
с. 17-19,21]. В то же время в керамическом комплексе кобяковской культуры
преобладают черты, характерные для западных валиковых культур. Это гладкий
валик на кухонной керамике, доминирующий над расчлененным, полное отсутствие
воротничковой орнаментации и значительный процент (до 25%) столовой посуды,
представленной типами, отличными от кухонной керамики: кубками, кувшинами,
чашами и др. "Восточные" признаки на кобяковской кухонной посуде
единичны. Интересно, что поселение Малаховский Ерик расположено у границ ареала
кобяковской культуры, однако его керамика носит ярко выраженные восточные черты
[Прокофьев Р.В., Потапов В.В., 2000, с. 54].
Из изложенного следует, что различные
культурные образования на Нижнем Дону могут быть отнесены к разным блокам КВК.
4. В территориальных рамках восточного
блока КВК можно отметить еще один культурный тип, выпадающий из него по тем же
параметрам, что и кобяковская культура. Это стоянки с керамикой так называемого
"карасукского" типа в Северо-Восточном Прикаспии [Мелентьев А.Н.,
1975; Васильев И.Б., Колев Ю.И., Кузнецов П.Ф., 1986, с. 133-141, рис. 17-20].
Кобяковские и прикаспийские памятники объединяет еще то, что и те, и другие, на
С. 35. территории своей локализации не имеют
корней; и те, и другие для этих территорий являются привнесенными.
Особняком стоит и амирабадская
культура, где замкнутыми валиками, преимущественно гладкими, украшалась не
кухонная, а столовая залощенная посуда [Итина М.А., 1977, с. 154], что и
позволило М.А. Итиной усомнится в правомерности отнесения этой культуры к
восточной зоне КВК [Итина М.А., 1998, с. 87-88]. Да и сам Е.Н. Черных допускал
возможность объединения среднеазиатских культур в особую зону [Черных Е.Н., с.
87].
Признаки восточного блока -
своеобразный рельефный орнамент и его декор, отсутствие особых типов парадной
посуды, качественно отличающейся от кухонной, характерны не для всех культур и
культурных типов, расположенных в очерченном для него регионе. Несомненно, что
эти признаки характеризуют культурные образования, развившиеся на местной
культурной основе. Иными словами, восточный блок КВК, его основу, составляют
культуры, сформировавшиеся на базе срубно-андроновских культурных образований.
По мнению Е.Н. Черныха общность
валиковых культур во многом была обусловлена этнолингвистической близостью их
носителей, относившихся к северо-иранской языковой ветви [Черных Е.Н., 1983, с.
97-98]. Однако если допустить, что такое предположение верно, то эту евразийскую
метаэтническую общность логичнее связывать не со всей общностью КВК, а лишь с
ее восточным блоком.
В заключении стоит отметить, что в
эпоху поздней бронзы в степи и смежных с ней регионах последовательно
оформляются стадиально трансформирующиеся культурные общности, такие как
срубно-андроновская, восточный блок КВК, и, затем, уже в начале раннего
железного века - скифо-сибирская. Возможно, все они складываются на иранской
этноязыковой основе.
СРУБНАЯ КУЛЬТУРА
К середине II тысячелетия
до н.э. на обширных пространствах степи и лесостепи Восточной Европы
складывается срубная культурно-историческая общность. Это гранидиозное
образование занимало территорию от Урала на востоке до Днепра на западе, от
Камы и верховьев Дона на севере до Черного и Каспийского морей и Предкавказья
на юге. Сегодня она представлена многими тысячами поселений и курганов,
грандиозными медными рудниками в Приуралье и в бассейне р.Сев.Донец.
Ядро срубной общности
сформировалось в лесостепном доно-волжском междуречье на основе местной
абашевской культуры. Именно здесь, вдали от чужого влияния, срубная культура
представлена в наиболее "чистом" виде. Многие ее черты хорошо
изучены.
Обычным типом расселения являлось расположение поселков "гнездами",
когда вокруг основного, наиболее крупного поселка создавались небольшие
"хутора".
К развитому этапу
окончательно сформировался ведущий тип жилища. Это была полуземлянка средней
площадью площадью около 80-100 кв.м. На столбовой каркас опиралась двускатная
кровля. Вдоль стен устраивались лежаки, в центре располагался очаг. Выход
устраивался в короткой стене, обычно с южной стороны. Судя по размерам,
постройка предназначалась для проживания большой семьи.
Бытовая
керамика срубной культуры по большей части невыразительна. Обычно это сосуды
баночной или горшковидной формы, неорнаментированные вообще или покрытые
незатейливым узором. Но изредка на поселениях, а в захоронениях довольно часто,
встречаются нарядно украшенные приземистые сосуды с подчеркнутым ребром -
острореберные. Это парадная, столовая и ритуальная посуда.
Наивысшего
подъема достигает металлургия и металлообработка. Большая часть оружия и орудий
труда (наконечники копий, топоры, косари и пр.) изготавливалась из бронзы. Но
металла не хватало, и все поломанные вещи шли в переплавку. По этой причине
находки бронзовых изделий - событие редкое. В металлических изделиях
проявляются традиции мастеров культуры-"прародительницы"
(доно-волжской абашевской). Особенно наглядно это видно на ножах-кинжалах: те
же формы, только нет характерного для абашевцев ромбовидного окончания черенка.
На
заключительной стадии развития в срубной культуре появляются новые типы
бронзовых орудий - кельты.
Срубная культура
Сосуд. Глина
Сосуд. Глина
Острореберный сосуд.
Новосолдатка
Острореберный сосуд.
Могильник "Сады"
Сосуд. Глина
Могильник Яроватый
Острореберный сосуд.
Острореберные сосуды.
Подгорное-1
Бусы.
Подгорное-1
Кинжалы. Бронза
Кинжалы. Бронза
1-
Губари, 2- Подгорное-2
Подвески. Бронза
Могильники "Сады", Митрофановский
Иглы. Бронза
1-Губари, 2- Хохольский
Секач. Бронза
Поселение Садовое
VI
Кельт. Бронза
с.Репьевка
Псалий. Кость
Мосоловское
поселение