АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

 

Это общность культур эпохи бронзы. Одни иссл. понимают под А.К.И.О. археол. культуры, генетически связанные, сменяющие друг друга во времени и развивающиеся в рамках конкретной тер.: алакульская, алексеевско-саргаринская, петровская, федоровская, пам. амангельдинского, кожумбердынского, кулевчинского и др. типов. В абсолютных датах время существования этих пам. охватывает период с XVIII-XVII вв. до н.э. до рубежа II-I тыс. до н.э. Другие к А.К.И.О. относят пам. XV-XIII вв. до н.э., распространенные на огромной тер. от У. до Енисея в широтном направлении и от лесов Зап. Сибири на С. до предгорий Алтая, Тянь-Шаня и Памира на Ю. В таком случае за рамками А.К.И.О. оказываются петровские и алексеевско-саргаринские комплексы, а в качестве объединяющего начала выступают пам. федоровской культуры, т.к. именно они имеют столь шир. распространение, в то время как алакульская культура локализуется в верхнем течении Тобола и Ишима.

Все пам. А.К.И.О. объединяют следующие этнически значимые признаки: особенности погребального обряда и погребальных сооружений, трехзональный декор погребальной посуды, в орнаментации к-рой особое место занимают геометрические узоры, меандры и солярные символы; тип х-ва (придомное пастушеское скотоводство, преобладание в стаде крупного рогатого скота, позднее возрастает роль лошади и овцы, у жителей открытых степей и полупустынь появляется домашний верблюд).

Сложение А.К.И.О. является итогом мощн. интеграционных процессов, охвативших огромную тер. степной и лесостепной зоны Евразии в третьей четв. II тыс. до н.э. Специфику А.К.И.О. определяют прежде всего смешанные комплексы, появление к-рых так или иначе связано с расселением носителей федоровской культ. традиции. Наиб. ранними и значимыми по своим последствиям следует, видимо, считать алакульско-федоровские контакты, что позволяет считать эти две культуры исходными компонентами в формировании А.К.И.О.

Лит.: Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск, 1988; Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967; Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981; Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985.

 

Автор: Корочкова О.Н.

 


АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА — культура Ю. Зауралья, 3. Сибири, Казахстана. Бронзовый век. II тыс. до н. э.— начало I тыс. до н. э. Умерших хоронили в ямах, облицованных плитами камня или деревом. Сверху насыпался курган (иногда с каменными оградками). Покойника клали на бок, иногда сжигали. Сосуды с плоским дном украшались в верхней части и у самого дна оттисками тонкого гребенчатого штампа или резными линиями, часто в виде разнообразных геометрических фигур — меандров, треугольников, крестов. Селища в виде 10—20 крупных жилищ. К ранней А. к. относят поселения (Синташта, Аркаим), где имеются крупные укрепленные поселки овального типа, сходные со среднеазиатскими и ближневосточными крепостями того же и более раннего времени. В 40-е г. XX в. в А. к. выделяли 3 периода — федоровский, алакульский и замараевский. В последние годы специалисты пришли к выводу, что это не периоды, а 3 самостоятельные культуры, входящие в общность А. к.


 

An Overview of the Andronovo Culture:

Late Bronze Age Indo-Iranians in Central Asia

 

In the 1914 near the village Andronovo in the Enisei river valley, southern Siberia, several burial grounds containing skeletons in crouched position and pottery with very rich decoration were discovered. Archaeologists gave the name Andronovo to the distinctive Bronze Age culture dated mostly to the 2nd millennium BC. The Andronovo Culture covers a vast portion of western Asia. Its western flank constitutes a contact zone with the Srubnaya (Timber Grave Culture) in the Volga-Ural interfluvial; extending eastward to the Minusinsk depression. Sites are found as far south as the foothills of the Koppet Dag, the Pamir and Tian Shan mountains, while the northern boundary is rather vague reaching the taiga zone. Moreover, there is a chain of Andronovo type cultures in the forest-steppe zone of Western Siberia.

The Andronovo Culture is of great importance in understanding the early history of the Indo-Iranian speaking peoples.The linguistic interpretation of this culture is under discussion as well as its origin and chronology.

The Andronovo Culture, or Cultural Family, is represented by a great variety of settlements and burial ground sites. It is composed of several cultural lines of evolution: Petrovka-Sintashta (2000 -1600 B.C.), Alakul' and Fyedorovo (1500-1300.B.C.),Sargary-Alexeevka (1200-1000 B.C.). These differed by some features in pottery design, tool sets, and funeral rituals. For example, the Alacul' people buried their tribesmen in flexed position at the bottom of the pit. The Fyedorovo ritual was related to cremation where ash was placed in the pit supposedly together with a " doll" (some object with held the ash and calcined bone) before a stone or earthen construction was erected above the burial.

A basic disagreement between scholars lies in the interpretation of the interrelation between the Alakul' and Fyedorovo complexes, and in the definitio n of intermediate types.

The Andronovo settlements are usually situated on small river banks and quite often occupy low flood plains. They may be of two types: (1) small, consisting of several timberbuilt houses and (2) large, comprising from 20 to 100 houses. Over time the settlements grew larger to accomodate the increasing population as evidenced by the expansion of the territory they occupied. Characteristic are the roomy semi-dugout dwellings (100-130 sq.m) with deep storage pits and corridor-shaped exits . Settlements in the Andronovo region usually have a rectangular plan: (1) houses are placed in a line along a river; (2) houses are situated along a street; (3) houses are constructed in two rows either in a semi-circular or rectangular plan. A particular feature of many settlements is a great mound of ashes which accumulated as the settlements grew larger in size and the plans became more complex.

It is traditionally accepted that the economy of the Andronovo Culture and the parallel in time Srubnaja Culture in Eastern Europe was based on animal husbandry supplemented by some agriculture, hunting, fishing, and gathering. Andronovo stockbreeding is similar to that of Eastern Europe with regard to herd composition. By this time metallurgy was advanced and concentrated in centers in the western Asia: the Urals, Kazakhstan, western Siberia, and the Altai, and metal production was surprisingly uniform throughout this region. At the turn of the 2nd and 1st millennium B.C. the Andronovo Cultural Family began to transform from the sedentary to nomadic mode of life characterized by annual cyclical animal herding and shared a portable material culture.


Открыт Бобровым В.В в 1986 г. и исследован Кузбасской экспедицией в том же году. Памятник располагался на северном берегу озера Танай, в 2,5 км к западу от д. Журавлево, около автодороги республиканского значения Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск. Могильник состоял из 14 курганов, но, видимо, был больше. На момент раскопок находился в аварийном состоянии.

Курганы были расположены компактной группой, без определенной системы. Два кургана находились на значительном удалении к северу.

В процессе полевых исследований и камеральной обработки материалов было выявлено 3 группы курганов, различных по хронологической и культурной принадлежности:

- андроновская культура (конструкция могильных сооружений, обряд погребения и сопроводительный инвентарь курганов №7, 10, 11(?)). Курганы расположены в северо-западной части могильника и имели каменную ограду под земляным сооружением. Могилы представляли собой грунтовые ямы прямоугольной формы. Захоронения произведены по обряду кремации. В пяти могилах по одному погребенному, в трех по 2. Сопроводительный инвентарь представлен только сосудами, которые были обнаружены по одному у остатков каждого погребенного в углу юго-западной стенки внутримогильного сооружения. Всего найдено 10 сосудов;

- корчажкинская культура (группа курганов № 3,5,6,8,9,13,14). Определенной закономерности в их расположении нет. Можно лишь отметить, что курганы 3,5, 6, 13 расположены компактно в центральной части могильника. Все курганы содержали каменные оградки (исключение №9,13). В курганном пространстве от одной до шести могил. Обычно могилы расположены в ряд, ориентированный по линии ЮЗ-СВ в пределах ограды. Исключение составляли, как правило, детские захоронения. Погребения совершены как в грунтовых ямах (18), так и на уровне древней поверхности (2). Зафиксированы остатки намогильных сооружений из дерева. Захоронения произведены по обряду ингумации, скорченно, на левом боку. Все могилы содержат одиночные захоронения. Сопроводительный инвентарь представлен преимущественно сосудами (преимущественно, по 1 сосуду, реже 2 или 3). Обычно их помещали около головы. Изделия из погребений представлены украшениями. Височные кольца (2), гвоздевидные украшения (2), бляшки-пуговицы (3), пронизки (32), бусины (более 90), костяные астрагалы (2);

- ирменская культура (курганы №1,2,4). Курганы представляли собой земляные сооружения. В двух курганах сакрализованное пространство было ограничено камнями, поставленных на некотором расстоянии друг от друга. Все погребения совершены по обряду ингумации, за исключением м.3, к.1. Во всех могилах погребены взрослые. Курганы сильно разрушены. Сохранилось три сосуда. Изделия изготовлены из бронзы – 2 лезвия ножей, 3 браслета с несомкнутыми концами, 2 браслета с рельефными валиками по краям, кольца, бляшка.

Материалы хранятся в фондах Кузбасской лаборатории археологии и этнографии ИАЭт СО РАН – КемГУ.


            Осмотр новой экспозиции начинается с наиболее интересных страниц истории древних племен Приенисейского края, их материальной и духовной культуры.
Сибирская археология ко времени основания Красноярского городского музея в 1889 г. насчитывала уже более полутора веков своей истории. К концу XIX в. в Приенисейском крае были открыты памятники всех эпох – от палеолита до средневековья. Археологическая коллекция – одна из самых крупных в собрании музея – является ровесницей музея.

Археологические исследования музея отражены в научных трудах П.С. Проскурякова, А.С. Еленева, Г.П. Сосновского, Н.К. Ауэрбаха, В.И. Громова, Э.Р. Рыгдылона, А.А. Адрианова – известных сибирских археологов.
Краевой музей по праву гордится тем, что археологическая экспозиция в основном построена на памятниках, поступивших в музей в результате археологических исследований на протяжении 100 с лишним лет! Археологи музея, кандидаты исторических наук Макаров Н.П. и Привалихин В.И. вносят весомый вклад в сибирскую археологическую науку, продолжая традиции своих предшественников. В археологических экспедициях музея участвуют старшеклассники, студенты, для многих из которых археология становится профессией. Таким образом краевой музей играет большую роль в пополнении отряда молодых ученых-археологов.Археологическая экспозиция начинается древнейшим палеолитическим периодом истории края. Древнекаменный век представлен экспонатами со стоянки Афонтова гора в Красноярске, исследованной И.Т. Савенковым, Н.К. Ауэрбахом, Г.П. Сосновским.

Августовским днем 1884 года И.Т. Савенкову удалось обнаружить на Афонтовой горе стоянку древнего человека.
Открытие носило сенсационный характер, поскольку большинство исследователей отрицали заселение человеком Сибири в эпоху древнекаменного века. Стоянка древнего человека на Афонтовой горе относится к археологическому памятнику мирового значения, не утратившему своего значения и в наши дни. В настоящее время археологические раскопки здесь ведет Красноярский государственный педуниверситет.
Наконечники копий, кости мамонта, северного оленя и других животных свидетельствуют о значительной роли охоты в жизни афонтовцев около 15-ти тысячелетий назад. Каменными ножами и скреблами обрабатывались шкуры убитых животных. Костяные иглы и проколки использовались для шитья одежды, остро необходимой для выживания в суровых условиях ледникового периода. Прочные теплые жилища (макет представлен в экспозиции) сооружались палеолитическим человеком с использованием костей и шкур мамонта, северного оленя и других животных.

С потеплением климата около 10 тыс. лет назад человек переходит к новому этапу своей истории – мезолиту. В среднекаменном веке он изобретает лук и стрелы, начинает изготавливать топоры, переходит к рыболовству как новому способу хозяйствования. Об этом свидетельствуют комплексы мезолитических горизонтов из пещеры Еленева под Красноярском, раскопанных археологом музея Н.П. Макаровым.
В эпоху неолита (V – III тыс. до н.э.) древние племена научились изготавливать глиняную посуду. Ее образцы представлены сосудами со стоянок Усть-Карабула и о. Сергушкин на Ангаре.
Совершенствуется техника обработки камня. Становятся многочисленными различные типы ножей, скребков и скребел, наконечников стрел и других изделий. Распространяются топоры с ушками, появляются тщательно отшлифованные нефритовые и каменные тесла.

Особый интерес представляют каменные рыбки-приманки, связанные с промысловыми культами.
О верованиях в загробную жизнь у неолитических племен свидетельствуют материалы захоронения у дач ГОРОНО близ Красноярска. В потусторонний мир покойного сопровождали каменные топоры, ножи и скребла, костяные проколки и украшения-подвески. Внешний облик захороненной неолитической женщины представлен бюстом-реконструкцией, выполненным известным антропологом М.М. Герасимовым.
В конце III – начале II тыс. до н.э., в эпоху энеолита – медно-каменного века – культурно-хозяйственное развитие степных и таежных племен пошло по разным линиям развития. В окрестностях Красноярска и в Северном Приангарье население продолжает заниматься охотой и рыболовством. Из грунтовых захоронений этого времени выставлены украшения из нефритовых колец и мраморных дисков, костяные подвески с изображением уток, рыбы и лося.

В Минусинских степях расселяются племена первых скотоводов и земледельцев афанасьевской культуры. Афанасьевцы хоронили своих сородичей внутри кольцевых оград из камня, засыпая захоронения сверху земляными курганными насыпями. Из могильника Красный Яр, раскопанного Э.Б. Вадецкой, представлены глиняные сосуды, каменные зернотерки, песты и колотушки для дробления медной руды.
Оригинальны и самобытны на Енисее культуры бронзового века: окуневская, андроновская и карасукская.
В духовной культуре бронзового века особое место занимают каменные изваяния-божества. Выставленные в экспозиции каменные плиты с изображениями человеко- и звероподобных существ указывают на сложные тотемистические и анимистические культы у окуневских племен.
Наиболее многочисленны в бассейне Енисея археологические памятники раннего железного века. В экспозиции представлены изделия тагарской культуры VII – I вв. до н.э. и реконструкция погребения у горы Оглахты (раскопки Р.В. Николаева, археолога музея).

Жизнь тагарского поселка изображена на микалентной копии, снятой с древних рисунков хребта Бояры художником В.Ф. Капелько. В качестве основных жилищ использовались как стационарные бревенчатые дома, так и переносные войлочные юрты. Среди рисунков Боярской писаницы изображены бронзовые котлы, в которых по легендам скифов, варилось мясо жертвенных животных. Котлы, фигурки оленей и других животных в скифо-сибирском стиле, оружие и конская сбруя свидетельствуют о взаимовлиянии различных племен на огромной территории степной полосы Евразии.


Высокоразвитое земледелие и скотоводство вплотную подвело население Енисея к формированию предгосударственных образований. Вождей племенных союзов хоронили уже в грандиозных курганах высотой с многоэтажный дом. Ограда Большого Салбыкского кургана состояла из каменных плит, достигающих 5-метровой высоты и 50 тонн веса. На фото в экспозиции запечатлен момент его раскопок выдающимся советским археологом С.В. Кисилевым.

Если в степных и лесостепных районах края обитали скотоводческо-земледельческие племена тагарской культуры, то в таежных районах Енисея и Нижней Ангары продолжали обитать племена охотников и рыболовов. Археологом музея В.И. Привалихиным выделена оригинальная, самобытная цэпаньская культура Северного Приангарья (V – II вв. до н.э.). В памятниках культуры причудливо сочетаются изделия из кости и камня с предметами из бронзы и железа.

Уникальными находками представлена таштыкская культура Енисея (I в. до н.э. – VI в. н.э.).
Центральное место здесь занимает бронзовая устрашающая маска-демон, черепица с иероглифическими надписями и другие изделия. Они рассказывают об удивительной истории построения на Енисее в I в. до н.э. роскошного дворца наместника гуннов.
Сенсационными стали и раскопки А.В. Адрианова в 1903 г. – могильник Оглахты. Хорошо сохранившиеся остатки одежды, кукол-манекенов, деревянная посуда и зерна проса характеризуют материальную культуру двухтысячелетней давности.
К этому же времени относятся художественные бронзовые изделия с изображением змей, птиц и животных из Косогольского клада близ г. Ужура.

Особый интерес представляет комплекс находок Ишимского клада. В его составе железные наконечники стрел и копий, мечи, высокохудожественные бронзовые антропо- и зооморфные фигурки, связанные с различного рода древними культами.
В VI – VII вв. на основе таштыкской культуры формируется культура Енисейских кыргызов, возникает государство Кыргызский каганат с многоотраслевым комплексным хозяйством. Основным занятием населения было кочевое скотоводство и пашенное оросительное земледелие. Об этом свидетельствуют предметы конской упряжи, плуги, серпы, мотыги, жернова ручных мельниц. Кузнечные инструменты, многочисленные наконечники стрел, кинжалы и другие предметы указывают на развитую металлургию железа. О гончарном ремесле говорят глиняные сосуды, изготовленные уже с помощью гончарного круга.
Особый интерес представляет комплекс находок с Часовенной горы в г. Красноярске: серебряный кубок и ковш с позолотой свидетельствуют о развитии ювелирного ремесла.
Ремесленное производство сосредотачивалось в городах, появившихся на Енисее около тысячи лет назад.

На значительную роль торговли с соседними странами указывают китайское зеркало со знаками зодиака, сердоликовые бусы и другие импортные предметы.
Высоким достижением средневековой культуры следует считать изобретение кыргызами в VII в. т.н. рунической енисейской письменности. Более 150 надписей дошло до нас высеченными на скалах, каменных плитах, золотых и серебряных сосудах, бытовых предметах. Одна из таких плит представлена в экспозиции.
Непоправимый удар культуре енисейских кыргызов в XIII в. был нанесен монголами. Некогда единое мощное государство распадается в XIV – XV вв. на отдельные княжества: Алтырское, Езерское, Тубинское, Алтысарское.


АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура эпохи бронзы (2-е тыс. до н.э.), выделена С.А.Теплоуховым в 1927 у д.Андроново близ Ачинска. Открытие и изучение А.к. на Южн. Урале связано с работами К.В.Сальникова, к-рый в 1948 разделил памятники А.к. на три хронологических этапа: федоровский, алакульский и замараевский. Первые два были выделены по особенностям керамики и погребального обряда. Федоровская керамика, как правило, горшечной формы. Поверхность сосудов заглажена и покрыта геом. орнаментом, выполненным оттисками мелкозубчатого штампа. Преобладают захоронения, совершенные по обряду кремации. Могилы окружены оградками из камня. Алакульские курганы встречаются с кам. оградками и без них. Умершие укладывались в могилы в позе адорации (в скорченном положении, кисти рук перед лицом). Глиняная посуда представлена горшками и банками. Часто встречаются сосуды, имеющие характерный уступ в месте перехода шейки сосуда в его плечико.
Материалы андроновской культуры Южного Урала.

Завершающий этап А.к. Сальников выделил на материалах Замараевского поселения в Курганской обл. Его гипотеза использовалась в оценке и др. регионов, где были выявлены пам. А.к. В 60-е гг. 20 в. были выдвинуты предположения (Э.А.Федорова-Давыдова, В.С.Стоколос) о том, что федоровский и алакульский этапы представляют собой самостоятельные, но синхронные историко-культ. явления. Работами Е.Е.Кузьминой, Т.М.Потемкиной, Г.Б.Здановича и др. обосновано выделение культур предандроновского и раннеандроновского времени, уточнены вопросы периодизации, этнокульт. родства и ист. судеб их носителей. Термин "А.к." применяется ныне преимущественно к пам. федоровского типа, локализующихся в лесостепной и лесотаежной зонах Зауралья и Южн. Сибири. Алакульская культура рассматривается как самостоятельная, занимающая степные и частично лесостепные районы Южн. Урала (в т.ч. и Ю.-В. совр. Башкортостана), Казахстана, Зап. Сибири. Основой х-ва нас. федоровской и алакульской культур, судя по археол. материалам, являлось скот-во (кр. и мелкий рогатый скот, лошади). Большинство совр. ученых (Зданович, Кузьмина, Потемкина) связывают происхождение алакульской культуры с местными урало-сибирскими племенами, носителями т.наз. петровско-синташтинской культуры, испытавшими заметное этнокульт. воздействие со стороны нас. восточноевропейских степей. Наиб. яркими пам. А.к. на Южн. Урале являются культ. комплексы Аркаим, Синташта, Устье в Челябинской обл. Историко-лингв. иссл. обоснована принадлежность алакульского нас. к кругу индоевропейских народов. На терр. совр. Башкортостана осуществлялись контакты между зап.-срубной и вост.-андроновской культурно-ист. областями. Результатом этих контактов явилось образование этнокульт. компонента, ставшего основой для формирования в приуральских степях кочевников эпохи раннего жел. века.

Лит.: Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967; Смирнов К.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоевропейцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977; Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985; Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986; ее же. Откуда пришли индоарии. М., 1994.

В.С.Горбунов.


Упомянутая новая волна племен приходит в Минусу около XV-XIV века до нашей эры из урало-казахстанских степей. Их культура носит название андроновской. Здешних мест эта волна достигает уже на излете. Памятники андроновской культуры известны лишь на севере Хакасии, да и там их немного. Поэтому мы, например, не можем однозначно связать с андроновцами какие-либо писаницы, хотя среди множества изображений наверняка есть те, что оставлены ими.

Погребальные сооружения этой культуры довольно разнообразны. Есть круглые и квадратные ограды, сложенные горизонтальной или вертикальной кладкой, с насыпью или без. Встречаются крупные курганы с насыпью в форме усеченной пирамиды высотой около 2 метров и поперечными размерами в несколько десятков метров.

Андроновская керамика“Визитной карточкой” андроновской культуры по праву считается ее керамическая посуда. В красоте и изяществе сложных орнаментальных композиций на парадных сосудах им действительно нет равных. Среди десятков и сотен таких сосудов не встретишь двух одинаковых. Нанесенные, в основном, зубчатым штампом, свастики и меандры, вертикальные и горизонтальные елочки, группы свисающих треугольников и фестоны — все эти разнообразные мотивы объединяются в несколько орнаментальных поясов на андроновских горшках. Общая композиция обычно трехзональна, орнаментальные пояса на венчике, шейке и тулове сосуда разделяются каннелюрами. Соотношение между декорированной и свободной от орнамента частями сосуда всегда оптимально для восприятия. В силу этого, невзирая на весьма изощренный и декоративный орнамент, андроновский сосуд всегда выглядит очень цельно.

Вполне вероятно, что некоторые мотивы, прежде всего — свастика, имели символическое значение. Поэтому, по крайней мере в отдельных случаях, мы можем рассматривать орнаментальную композицию, как некий текст. Предпринимались даже попытки его истолкования, пока весьма спорные и, в общем, неудачные. Неоднократно высказывалась мысль, что андроновские орнаментальные композиции наносились не только на керамику, но и на одежду (аппликациями), покрытия жилищ, на тело (татуировкой). Ясность в эту проблему могут внести лишь новые археологические находки. Хотя сохраняются такие вещи крайне редко, при очень благоприятном стечении обстоятельств все же это возможно. К декоративному искусству андроновцев восходят орнаментальные стили практически всех народов, позднее заселявших евразийские пространства — от монголов и тибетцев до финнов и славян.

Карасукская керамикаПочти одновременно с андроновцами или чуть позже их (XIV-XIII века до н.э.) на юг Минусинской котловины через перевалы Саян приходят носители карасукской культуры. Своим происхождением эта культура также связана с андроновскими или близкими им племенами, но продвинувшимися дальше к востоку, вплоть до границ с Древним Китаем. Вскоре карасукские племена занимают уже всю территорию древней Хакасии. Карасукские погребальные сооружения весьма разнообразны. Сложенные горизонтальной кладкой или вертикальными плитами круглые, квадратные или прямоугольные ограды часто имеют много пристроек. Насыпи в основном небольшие, редко свыше 1 метра. К концу существования культуры, в начале I тыс. до н.э., у углов прямоугольных оград появляются более крупные по размерам камни — прообраз будущих угловых стел. Могильники этой эпохи впервые начинают сооружаться в отдалении от воды, в глубине степных мелкосопочников. Здесь они часто занимают степные лощинки и небольшие лога, заполняя их практически целиком. Встречаются карасукские могильники и на перевалах. Сооружения еще не настолько велики, чтобы создать значительные архитектурные образы, но подходы к этому уже нащупываются.

К этому времени относятся и некоторые горные крепости-“све”, о ландшафтно-архитектурных качествах которых говорилось выше. Карасукская керамика лишь немногим уступает андроновской по выразительности и сложности орнаментальных композиций, а по технологии и изяществу формы даже превосходит ее. Ведущие мотивы в орнаменте — треугольники, ромбы, сложные фестоны, зигзаги.

Как уже говорилось, трудно выделить среди писаниц этого времени специфические андроновские или карасукские. Если говорить об эпохе в целом, к ней относится немалая часть наскальных изображений здешних мест. Сравнивая их с рисунками предыдущих эпох, мы видим весьма показательные изменения в сюжетах. Основной интерес создателей рисунков — уже не ритуал, как было ранее, в окуневскую и афанасьевскую эпохи. В центре их внимания — странствие и война. Лошади, повозки, стреляющие из луков воины, мчащиеся колесницы, сражения. Тема поединка становится центральной темой культуры.

Карасукские кинжалыНачиная с карасукского времени мы можем в полной мере говорить о сложении здесь еще одной традиции искусства, насквозь проходящей через различные эпохи и культуры. Речь идет о художественной обработке металла. Медь и бронза появились здесь еще в афанасьевскую эпоху, но вплоть до андроновского времени ничего искуснее круглых бляшек без орнамента и простых одно- или двухвитковых колечек местные кузнецы и литейщики не делали. В карасуке же появляется настоящий художественный металл.

Карасукские кинжалыХарактерно, что наиболее выразительными и многодельными из металлических изделий карасукской культуры являются отнюдь не ритуальные принадлежности или женские украшения, хотя среди последних тоже много относительно сложных и со вкусом сделанных предметов — орнаментированных или фигурных подвесок, браслетов с завитушками или конусами по обоим сторонам, серег. Но, опять-таки, центр внимания и труда литейщиков и ювелиров — мужские воинские принадлежности. Это ножи, кинжалы, чеканы, “пряжки колесничего”. Отличных гармоничных форм, часто весьма изысканных, орнаментированные, иногда с великолепно исполненными навершиями в виде стилизованных головок животных — они бесспорно представляют собой одни из лучших изделий подобного рода в истории искусства не только Минусы, но и всей Евразии.

Такое внимание именно к атрибутам войны, странствия, поединка со стороны творческой элиты той эпохи наглядно свидетельствует о формировании нового мировоззрения, новой идеологии. Подобные перемены в это время происходят во всей Центральной Азии. Рождается новый, героический мир. Начинается совершенно другая, скифская эпоха, ранний железный век (начало I тыс. до н.э. — начало I тыс. н.э.). Наступает время мощных племенных объединений. В Минусинской котловине карасукскую культуру сменяет выросшая на ее основе тагарская.

Този материал е от сайта http://www.hyperborea.ru