ДОНО-ВОЛЖСКАЯ АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА

На рубеже III и II тысячелетий до н.э. на обширных пространствах лесостепи Восточной Европы от Урала на востоке до р.Дон на западе складывается абашевская культурная общность. В ее составе обычно выделяют три археологических культуры: уральская, средневолжская и доно-волжская.

Abashevska kultura

Доно-волжская абашевская культура была наиболее крупной и динамичной. Ее носители, занимавшие около 2000 г. до н.э. довольно ограниченную территорию в северной лесостепи доно-волжского междуречья, к концу первой четверти II тысячелетия до н.э. существенно расширили ее в восточном, южном и юго-западном направлениях, продвинулись в степное Поволжье и на р.Северский Донец.

Столь успешная экспансия абашевских племен объясняется их высокой организацией, наличием воинского сословия, передовым вооружением и средствами ведения боя. Именно в этой среде появляются едва ли не древнейшие в Восточной Европе колесницы.
Воинам - колесничим посвящена специальная выставка. А в этом разделе представлены материалы, характерные для всей культуры.

"Визитной карточкой" любой археологической культуры, начиная с неолита, является глиняная посуда. Для абашевских древностей характерны два типа сосудов. Сосуды первого типа напоминают перевернутый колокол. Их так и называют - колоколовидные. Второй тип - миниатюрные острореберные сосудики с пышной орнаментацией. Встречаются они почти исключительно в погребениях и связаны, скорее всего, с какими-то ритуалами. Находки острореберных сосудиков, как и псалиев особого - староюрьевского - типа, позволяют уверенно проследить направления движения абашевских племен.

Доно-волжская абашевская культура - самая "металлоносная" культура эпохи бронзы лесостепного Подонья. Еще на раннем этапе абашевцы освоили медные рудники Урала, а на позднем, возможно, и Донетчины. Большое количество ножей и кинжалов в погребениях объясняется воинственным характером ее племен. Но и в женских захоронениях нередки находки медных, бронзовых, а иногда и серебряных украшений. Особенно много металла в познеабашевских комплексах.


Лесостепная культура средней бронзы (абашевская)

На рубеже ранней и средней бронзы в лесостепной полосе Восточной Европы появляется яркое культурное явление - абашевская культура (к. III-нач. II тыс. до н. э.). Она заняла территорию большей части Среднего Поволжья (Чувашская республика, Мари) и предгорья Южного Урала, осво-ив экологическую нишу, соответствующую зоне широколиственных лесов. Этому оптимально соответствовал тип хозяйства населения, основой которого было скотоводство с наличием в стаде свиней, крупного и мелкого рогатого скота и лошадей, количество которых увеличивается по мере удаления на восток. Существует абашевская культура в 2-х локальных вариантах: средневолжском и более позднем - баланбашском.

В средневолжской абашевской культуре известны только могильники и отдельные находки то-поров. Захоронения совершались под небольшими холмиками, имеющими по периметру ровики, ино-гда оградки, над которыми позднее насыпались курганы. Погребенные лежали на спине вытянуто или с согнутыми в коленях ногами, головой на юго-восток или восток. В баланбашском варианте на Ура-ле, кроме могильников известны поселения и клады.

Характерный инвентарь средневолжской абашевской культуры представлен острореберными сосудами с нарядными орнаментами из треугольников, ромбов, меандров и гарнитуром украшений из серебряных и бронзовых бляшек, височных подвесок, перстней, браслетов, пронизок. Реже встреча-ются орудия труда, оружие. Памятники баланбашского типа включают в себя большее количество оружия и орудий труда, остатков бронзолитейного производства. В Самарской области памятников абашевской культуры немного. Они сосредоточены на северо-востоке области, являясь западной гра-ницей ареала баланбашских древностей. Памятники известны на реках Большой Кинель (пос. Точка), Сок (пос. Суруш, Красный Городок), Самара (мог. Никифоровское лесничество). На реке Самаре обнаружены самые южные памятники абашевской культуры. Располагаются они на высоких участках водоразделов, у истоков больших и малых рек.

В музее университета абашевская культура представлена разнотипными материалами из пеще-ры Братьев Греве, могильника у Никифоровского лесничества (Бузулукский район Оренбургской об-ласти), разрушенного погребения на дюне "Человечья голова" (Нефтегорский район) и поселения Су-руш (Исаклинский р-н). Пещера Братьев Греве является излюбленным местом для выезда многих групп спелеологов, туристов, детских краеведческих и археологических кружков и просто романти-ков. В начале 70-х годов здесь производились небольшие раскопки. Культурного слоя, говорящего о длительном пребывании в пещере, археологи не нашли, но были обнаружены отдельные древние ве-щи. Все это позволило определить пещеру как культовое место. Сюда, в потаенный уголок, могли приходить люди, чтобы заручиться поддержкой своего божества, обитавшего в пещере. О том, что они представлялись древним людям в образе различных идолов, можно судить по бронзовому идолу из Галичского клада с Верхней Волги, связываемому с абашевской культурой. Из предметов, най-денных в пещере, абашевскими являются бронзовый крюк, нашивная бронзовая бляшка с двумя от-верстиями, вотивная гривна, изготовленная из тонкого расплющенного бронзового прута и имеющая характерную для этого вида украшений застежку. Развивая определение пещеры как культового мес-та для исполнения различных обрядов и таинств, можно предположить, что гривна была изготовлена специально, чтобы украсить шею идола, всемогущего божества. Из других украшений в пещере об-наружена бронзовая височная подвеска иволистной формы фатьяновского типа. К эпохе средней бронзы относятся и найденные здесь мелкие пастовые бусы-бисер, бронзовый нож с перехватом и перекрестием, тесло, кремневый наконечник стрелы, костяное кольцо. Все эти вещи связываются с культурами степного круга и находят продолжение на нашей территории в срубной культурно-исторической общности. К настоящему времени составлен план внутренних помещений пещеры, со-стоящей из ряда гротов и переходов.

Поселенческие памятники представлены коллекцией с селища Суруш. Наиболее массовый ма-териал из раскопок селищ - керамика. Восстанавливаются верхние части горшков. Это фрагменты от грубых лепных сосудов с характерным ребром на внутренней поверхности и ребристой (каннели-рованной) поверхностью. Такая посуда резко отличается от острореберных миниатюрных абашев-ских горшков из погребений. Грубая кухонная посуда имела довольно большие размеры. Кроме гли-няных черепков на памятнике найдены примитивные костяные изделия и кости животных. На поселе-нии не встречено ни остатков жилищ, ни каких-либо других сооружений. Селище Суруш относится к баланбашскому варианту абашевской культуры. Материалы из могильников представлены комплек-сом вещей из погребения 2 у с. Никифоровское лесничество, баланбашского типа. Это грунтовой мо-гильник, в котором было исследовано 9 погребений. Погребенные лежали вытянуто на спине, головой на запад, что является нехарактерным для классического погребального обряда этой культуры. В по-гребении 2 обнаружены нож с бронзовой рукояткой, шило, тесло, пара браслетов, миниатюрный ост-рореберный сосудик и тонкие бронзовые накладки от небольшого футлярчика. Дополняют коллекцию вещей височные подвески из разрушенного погребения на дюне "Человечья голова". Подвески сде-ланы из круглой в сечении проволоки, оба конца которой закручены в спираль.

Абашевская культура оказала огромное влияние на формирование культур поздней бронзы в ле-состепной части Восточной Европы.
Литература:Валентина Зудина Археологические древности Южного Средневолжья По материалам Музея археологии, этнографии, истории Самарского государственного университета Пособие - путеводитель

Используются технологии uCoz