Найдены неизвестные науке образцы древнейшего искусства страны Маргуш

 

Завершившийся только что очередной полевой сезон археологов, раскапывающих некрополь Гонур-депе в Марыйском велаяте, принес поистине сенсационные результаты. В древних захоронениях обнаружены яркие образцы реалистического искусства далеких предков туркмен. Их возраст - более четырех тысяч лет. До сих пор мир даже не подозревал о существовании на туркменской земле таких совершенных произведений скульптурной пластики в столь отдаленную эпоху, а еще недавно практически ничего не было известно и о самой стране Маргуш. Вот что рассказал в своем интервью первооткрыватель неизвестной цивилизации, научный руководитель совместной туркмено-итальянской экспедиции в Гонурдепе профессор Виктор Иванович САРИАНИДИ.

- Действительно, нынешняя весна оказалась для нас необычайно удачливой. Всего за два месяца раскопок выявлено столько бесценных для археологии предметов, что их сполна хватило бы для самостоятельной музейной коллекции. Это лишний раз подтверждает хорошо известный в научном мире факт, что Туркменистан - настоящий клондайк для археологов, где работы хватит еще на много лет и десятилетий.

Наши последние открытия стали наглядным подтверждением верности взглядов Президента Туркменистана глубокоуважаемого Сапармурата Атаевича Ниязова, который не так давно изложил новую концепцию истории туркменского народа, основанную на его глубоких исторических знаниях и учитывающую, в частности, те данные, которые удалось добыть археологам в последние годы. В самом деле, в советские времена принято было считать туркмен относительно молодым этносом, связывая его начало с первыми упоминаниями в письменных источниках исламского времени. Но ведь это вовсе не значит, что народ сформировался лишь в ту эпоху, когда слово «туркмен» попало в рукописи. Во-первых, более ранние книги могли просто не сохраниться, а во-вторых, есть гораздо более убедительные свидетельства по этногенезу. Это данные антропологии, материальной культуры и, конечно, произведения искусства. В Туркменистане таких доказательств древности туркменского народа столько, что искать иные аргументы нет никакой необходимости. Сейчас надо пристально изучить то, что мы имеем, сравнить все это с известными науке аналогами из других стран и тогда даже для скептиков станет очевидным то, о чем с такой страстной убежденностью говорит Сапармурат Туркменбаши, касаясь вопросов происхождения и судьбы нации.

А сегодня мы знаем с абсолютной точностью, что непосредственные предки туркмен - первые земледельцы прикопетдагских оазисов и речных долин Теджена и Мургаба так же, как и скотоводы каракумских просторов, уже в бронзовом веке (во втором тысячелетии до нашей эры) создали государственный строй, были непревзойденными мастерами-ремесленниками и строителями, возводившими монументальные дворцы и храмы, причем их общественная иерархия была такова, что наряду с правящей элитой и небольшим процентом бедноты основную массу населения составляли зажиточные горожане. Иначе говоря, это именно та оптимальная пропорция, которая присуща всем современным благополучным странам. Мы поняли это, обследуя некрополь Гонурдепе. Ведь тогда существовала традиция вместе с умершими класть в могилы погребальные приношения. Их - то мы и обнаруживаем сегодня во время раскопок. Прежде всего, это непревзойденная по изяществу и даже вычурности форм тонкостенная керамическая посуда, а также самые разнообразные ювелирные украшения из золота, серебра, бронзы, каменные амулеты, бусы и даже символы власти - массивные скипетры с фигурными навершиями и многое другое. К сожалению, некрополь Гонурдепе едва ли не на 80 процентов был разграблен еще в древности, и в руки исследователей попало лишь то, что было не нужно грабителям.

Жители страны Маргуш придавали огромное значение похоронным обрядам, которые до определенной степени согласуются с зороастрийской традицией, а ключом к их пониманию зачастую служит священное писание зороастрийцев-Авеста. И хотя она оформилась в своей канонической форме спустя много веков после гибели страны Маргуш, многие элементы первой религии прослеживаются на маргианских памятниках достаточно явно.

Трудно описать словами волнение археолога, когда, сидя в раскопе, он очищает от грунта открывшуюся ему находку, будь то огромный сосуд, покрытый орнаментом, или совсем крошечный амулет с виртуозным рисунком древнего мастера. Земля Маргианы в этом смысле поистине неистощима: каждый полевой сезон дает все новые и новые свидетельства высокого уровня искусства и многообразия ремёсел страны, процветавшей в эпоху бронзы. Здесь умели плавить и ковать металл, делали тонкие печати, косметические приборы, украшения, культовый инвентарь из меди, бронзы, золота и серебра, искусно резали по кости и камню, в совершенстве владели гончарным кругом.

Во всех без исключения поселениях страны Маргуш обнаружены остатки керамических горнов, у которых трудились когда-то древние гончары-керамисты. Из их искусных рук выходили десятки, сотни, тысячи разнообразных по форме и по назначению сосудов. Целые «сервизы» украшали дома зажиточных людей. Здесь в стенных нишах стояли стройные вазы на высоких тонких ножках, небольшие чайники с длинными носиками, пузатые графины с узкими вытянутыми горлышками, различные соусники, миски, чашки, горшочки... Маргушские гончары отличались высочайшим профессионализмом и ни в чем не уступали искусству мастеров передовых центров древневосточного мира. Не случайно их продукция широко расходилась по соседним областям и даже проникала к степным племенам, кочевавшим по бескрайним просторам Центральной Азии вплоть до степей Казахстана. Местные кочевники ели и пили из сосудов, сделанных в далекой Маргиане. Наглядным тому подтверждением служат произведения миниатюрной скульптуры, новые образцы которых найдены и на этот раз.

Прежде всего - это уникальная статуэтка из обожженной глины, изображающая сидящего человека, - может быть, женщину - служительницу храма. Хорошо видны не только детали ее костюма, но и ярко выраженные черты лица. Это уже вторая статуэтка такого типа (первая была найдена три года назад, и сейчас ее можно видеть в одном из залов Национального музея Туркменистана). Они являются терракотовыми аналогами знаменитых составных статуэток из мрамора и черного камня - стетатита, которые прежде находили только в Северном Афганистане - на земле древней Бактрии, а теперь точно такие же предметы нашлись у нас, на маргианских памятниках. Это лишь одно из наглядых свидетельств того, что в эпоху бронзового века Маргиана и Бактрия составляли единую культурную общность и были, может быть, в составе одного государства.

Но самые поразительные открытия в Гонурдепе связаны с изделиями из металла. Местные металлурги в те невероятно далекие времена уже владели секретами изготовления не только медных и бронзовых, но и золотых, и серебря ных ювелирных украшений.

Наряду с бытовыми топорами, тяжелыми и массивными, наиболее искусные мастера отливали и более художественные, явно церемониальные. Такие топорики самых разнообразных форм делали еще только в Бактрии, а в Иран они попадали торговыми путями из Маргианы. У них изначально затупленные лезвия, что с несомненностью указывает на их отнюдь не бытовое назначение. Обухи нередко плавно изогнуты наподобие петушиного хвоста, а на втулке изображен глаз со зрачком. Сквозные отверстия, в которые вставлялись деревянные рукоятки, сделаны не вертикально по отношению к самому топору, а наискось, что начисто исключает их практическое применение. Думается, подобные изделия служили символами власти, отмечая высокий социальный статус их владельцев в местном обществе.

Помимо церемониальных топоров, археологам попадались бронзовые навершия округлой формы, которые некогда украшали жезлы и скипетры местных правителей. Маргушцы изготавливали и медные украшения. Например, длинные булавки и заколки для причесок или одежды с фигурными навершиями в виде бутонов, напоминающих мак, а в одном случае - в виде человеческой ладони с зажатым в пальцах бутоном. Самые выразительные из них отлиты в виде фигурок сидящих животных и даже людей. Нередко они украшены различными мифологическими сценами.

Взгляните на два серебряных навершия из находок нынешнего года - одно в виде сидящей овцы, а другое в виде головы джейрана или архара. Эти на редкость изящные произведения можно с полным основанием отнести к шедеврам древнего искусства. Пройдет еще очень много веков, прежде чем в мире распространится традиция реалистической скульптурной пластики, а в Туркменистане уже 4 тысячи лет назад умели делать такие тонкие и выразительные с художественной точки зрения вещи.

Наиболее богатые маргушцы заказывали местным ювелирам украшения из золота. В одной из могил на шею умершей было надето золотое колье, с которого свисали три миниатюрные золотые головки змей. Они изображены с таким же поразительным реализмом, характерным для маргианской металлической микропластики, и свидетельствуют прежде всего о необычайно высоком уровне развития искусства. Сейчас это колье также можно увидеть в витрине Национального музея. Судя по этим находкам, местные ювелиры уже умели отливать изделия в восковых формах с последующей доработкой деталей с помощью специальных инструментов. В другом захоронении обнаружены пара великолепных полых золотых браслетов и налобная лента из тонкой золотой фольги со следами застёжек. Эти предметы выполнены без рисунка, очень строго и просто, но даже без учета ценности самого металла, можно представить, какой элегантной они делали обладательницу этих сокровищ.

Хотя страна Маргуш располагалась на достаточно большом удалении от гор, местные камнерезы не испытывали недостатка в материале. Основным сырьем для них служил мягкий, легко поддающийся обработке стеатит или, иначе, «мыльный камень», преимущественно темного или черного цвета. Использовались также различные виды мраморовидных пород, белый, с прожилками, алебастр; гораздо реже - поделочные породы камня, такие, как красный сердолик, агат, синий лазурит и голубая бирюза. Мягкий, податливый стеатит легко резался и шлифовался, из него за короткое время можно было выточить амулет или печать, нанести на них изображения. Из него делались и сосудики, которые, скорее всего, употреблялись при гаданиях. Обычно они украшались геометрическими орнаментами, хотя в отдельных случаях встречаются целые изобразительные сюжеты. Наконец, из этого же камня выточен найденный нами только что чудесный башмачок -возможно, это часть неизвестной нам составной статуэтки, или просто чей-то амулет. Однако сделан он, несмотря на совсем миниатюрный размер, так достоверно и детально, что по нему можно не только представить дорогую обувь жителей страны Маргуш, но и воспроизвести его в натуральной величине из кожи, чтобы выставить в музее рядом с каменным аналогом.

Наши находки еще предстоит изучить искусствоведам, а специалисты-реставраторы восстановят поврежденные места, очистят изделия от окиси и спекшейся глины, чтобы все предметы предстали во всей своей первозданной красоте. И в этом деле неоценимую помощь оказывают наши итальянские партнеры по экспедиции из расположенного в Венеции Научно-исследовательского центра Лигабуе, которые сотрудничают с Туркменистаном ровно 10 лет. Благодаря энтузиазму нашего коллеги профессора Габриеле Росси-Осмида множество находок уже отреставрированы и теперь украшают коллекцию Национального музея, а также не менее интересную экспозицию в велаятском музее города Мары. Новые экспонаты в скором времени тоже поступят в эти сокровищницы, и тогда все желающие смогут увидеть своими глазами прекрасные творения рук древних людей.

Все, о чем здесь сказано - лишь скромная часть богатого «урожая» археологов только за два месяца их работы в поле. Предстоит сделать еще очень много и вложить немало сил и средств, чтобы добыть из недр благодатной туркменской земли множество других до поры скрытых от глаз шедевров древности. Со временем они помогут ученым заполнить множество чистых страниц, посвященных самым ранним этапам развития цивилизации в Туркменистане. Но уже сегодня ясно, что здесь мы имеем дело с поистине великой культурой, которая не исчезла бесследно с лица земли, а сохранилась и в материальных памятниках, и в народных традициях, и в самом народе. Ведь туркмены унаследовали от предков такое духовное богатство и такой творческий потенциал, что никакие войны, нашествия и социальные коллизии минувших времен не смогли уничтожить их дух, их язык, искусство, нравственность и их идеалы.

Сегодня в Туркменистане созданы все условия для мирной жизни и прогресса культуры, в чем я вижу безусловную заслугу Президента Сапармурата Туркменбаши. Всем известно, как много внимания уделяет он вопросам культуры и какое большое значение придает народной духовности. Именно его стремлением возродить дух предков, вернуть туркменам чувство гордости за свою Отчизну можно объяснить появление такой необычной книги, как Рухнама. Глубоко символично, что она рождается именно здесь, на этой святой земле, где тысячи лет назад пророк Заратуштра начал проповедовать первую мировую религию и где складывалось древнейшее из священных писаний - Авеста.


Газета «Нейтральный Туркменистан»
Вторник, 12 июня 2001 года


ДРЕВНЯЯ СТРАНА МАРГУШ ОТКРЫВАЕТ ТАЙНЫ

 

 

  ЗАКОНЧИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ПОЛЕВОЙ СЕЗОН АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК В МАРЫЙСКОМ ВЕЛАЯТЕ

На территории нынешнего Марыйского велаята десятки веков назад находилась древняя страна Маргуш. В прежние годы раскопки ее памятников, во множестве сохранившихся на марыйской земле, проводились нерегулярно, с прохладцей: то денег на экспедиции не находилось, то обнаруживались другие причины. Только в годы независимости, когда была поставлена задача восстановить историю туркмен в полном объеме, эта работа стала занимать то место, которое соответствует ее значимости. И результаты не замедлили сказаться: открытия посыпались одно за другим, причем новые данные зачастую опровергали предыдущие, «отодвигая» историю туркмен в еще более дальнюю древность. Таковым стал и полевой сезон нынешнего года.

Но здесь лучше остановиться и представить слово специалисту. Рассказывает доктор исторических наук, профессор, лауреат Международной премии имени Махтумкули Виктор Сарианиди:

«Как и в предыдущие годы, весна 2002 года для нас была чрезвычайно продуктивной. Новейшие раскопки в Гонур-депе - по всем признакам столичном городе страны Маргуш - с документальной точностью позволили установить, что с самого начала обживания бассейна реки Мургаб (последние века третьего тысячелетия до н.э.) местные племена соорудили здесь величественный дворец, вокруг которого на расстоянии около ста метров была возведена овальная в плане обводная стена, укрепленная множеством подпорных башенок. Уже первые предварительные исследования показывают, что пространство в пределах этой стены не было занято обычной жилой застройкой - здесь находились здания особого назначения, между которыми располагались достаточно просторные «площади». С восточной стороны к вышеупомянутому дворцу был пристроен храм огня. Дворец и храм сообщались между собой узким длинным проходом. Прямо перед дворцом выявлены помещения, принадлежавшие, скорее всего, другому храму, посвященному культовым возлияниям. В целом же обводная стена с дворцом посередине ранее встречалась нам только во время раскопок в Афганистане, где более четверти века назад мы обнаружили круглый храм на городище Дашлы-3. Оба сооружения принадлежат, судя по всему, двум очень близким, можно сказать, родственным культурам Маргуш (Маргиана) и Бахди (Бактрия). В Гонур-депе пока нам удалось расчистить только небольшой участок обводной стены, но осенью и следующей весной мы продолжим эту работу, одновременно исследуя и другие объекты раскопок.

Среди многочисленных находок весеннего сезона я хотел бы выделить два очень ценных открытия. Это бронзовый топорик с изображением вепря, очень тонко и реалистически исполненного. Такие топорики имели не бытовое, а сугубо культовое назначение и применялись во время религиозных церемоний. А другая находка - это обычный с виду кусок ткани, чудом избежавший тлена и сохранившийся в сухой земле свыше четырех тысяч лет! Таких старых образцов текстиля во всем мире крайне мало, и этот сохранился благодаря тому, что плотно прилегал к бронзовой пластинке и в процессе ее окисления пропитался веществом, препятствующим распаду волокна. Благодаря этому теперь мы имеем уникальный образец древнего ткачества!»

Вскоре после завершения полевого сезона стали известны результаты предварительного анализа найденной ткани. Оказалось, что это конопля, из стеблей которой получают волокно, пригодное для выработки пряжи. Нить из конопли достаточно тонкая, и плотность материи такова, что ничуть не уступает современному машинному производству.

Профессор Сарианиди продолжает:

«Родиной конопли считают Центральную Азию, где ее возделывали, как прежде полагали, начиная с первого тысячелетия до нашей эры. Наша находка свидетельствует, что в Южном Туркменистане это произошло гораздо раньше, а в Европе конопля распространилась всего лишь четыреста лет назад, в 16 веке. До сих пор мы находили в маргушских храмах другие следы этого растения. Как известно, жирное масло из его семян было одним из компонентов для приготовления наркотического напитка хаомы, чьи следы сохранила керамическая посуда Маргианы. Использование хаомы во время богослужений описывается в священной Авесте, и это зелье было важным элементом зороастрийского культа, что лишний раз свидетельствует: именно туркменская земля была родиной первой мировой религии - зороастризма. О других фактах, убеждающих нас в этом, я уже не раз писал и говорил в своих статьях и книгах. Достаточно разобраться в устройстве маргушских храмов и некрополя Гонура, проанализировать сюжеты на обнаруженных там печатях и амулетах».

На протяжении тысячелетий туркмены сохранили свой язык, своеобразные традиции, неповторимые черты национального характера. Каждый, кто вдумчиво изучает историю и знает сегодняшний Туркменистан, может убедиться в том, что у этой страны позади пятитысячелетний исторический путь.

 

 Шихмурад МУХАММЕДОВ.
© TURKMENISTAN.RU, 2002

 


 

Air View Gonur Depe  

 

 

 

 

Margush / Margiana
Gonur Depe



The smooth, mirror - like surfaces of split takyrs (clay soil empty of plants) with light sand waves drifting from the great northern desert of Karakum, stretch to the horizon. It seems that lifeless silence has always reigned here. But this is only an illusion. Driving off-road for what seems several hours and leaving clouds of dust behind, your car climbs a hill from where you can see excavations into the ancient country Margush. In the shimmering heat of the desert you see many sand Hills, the remains of ancient settlements.

The first agricultural settlements appeared in the delta of Murgab river as back as 7 millennium BC. Fertile silt coming from mountains, abundance of water and moderate climate had created favourable conditions for good crops and the progress of the ancient economy was continuing for several centuries. The name of that state in the Murgab river area we've never known and the culture of that state did not know the written language. However, several centuries later the state was mentioned in the old Iranian texts under the name of Margush. In the ancient epoch, the Greek authors had transformed the ex name into Margiana. Archaeological discoveries of the second half of XX c. in the north Afghanistan and Southern Turkmenistan gave exact proof for close relations between Margiana and Baktria.The Margiana country occupied an area of more than 3000 sq. Km and consisted of 78 oasis and more than 150 compact settlements.The American newspaper "Boston Glob" wrote that before we knew the four oldest centers of the world's civilization: Mesopotamia, Egypt, India and China, and now due to the fantastic results of the Margiana expedition its quite possible to think that there was another, the fifth center. Among the sands of the eastern Kara-kum the archeologists found and excavated the monumental castles and temples, in size competing with the buildings of Assiria and Babilon. For the first time in the world's archeology here were found the remnants of poppy and hemp. In the past,people inhabited this area used to prepare a ritual drink "Khaorna", mentioned in the Avesta and worshipped Zoroastrism. V. Sirianidi /Soviet Shliman/ thinks this religion, the essence of which is an opposition of two bases - good and evil, could appear in this area. Gonur-depe was the capital of Margiana. It was a rectangular fortress with powerful defensive walls, semicircular bastions, adobe con-structions and cult buildings for Zoroastrian ceremonies.


From 1992 the joint Ligabue Research and Study Centre and Turkmenistan Ministry of Culture archaelogical mission pinpointed and began excavation work on the Gonur necropolis as part of the research programme in the fossil delta of the River Murghab.
The tombs brought to light contained various spectacular grave goods: mirrors, large pins, cosmetics bottles, bronze armillas, silver ornamental objects, and alabaster and ceramic vases.
Many of these objects demonstrate how widely these ancient people (3rd millennium BC) traded with other Central Asiatic regions.
The discovery of such a large Bronze-Age cemetery opens an important new chapter of knowledge about proto-historic Turkmenistan cultures. Moreover, the unique nature of the find means considerable light will be cast on related regions such as Northern Afghanistan, Southern Tadzhikistan and Central and Eastern Iran. Such an important archaeological and historical discovery has not been made in the Middle East for at least twenty years. The last significant excavations were those of the large Iranian necropolises of Shahdad and Shaahr-i Sokhta.
The Gonur necropolis is destined to fill many lacunas - caused by systematic unauthorized digs - in our knowledge about the ancient history of the Middle East and Central Asia.


The ancient country of ancient Margush or Margiana and medieval Merv are essentially one and the same country through different chronological eras. Scientists assume that the first worldwide religion Zoroastrianism is connected with the country of Margush. Archeologist discovered four monumental fire temples there. Perhaps suffering indignity as the prophet of a new religion, Zoroaster strolled along the dusty roads of Margush. Perhaps there he began his religious mission, and there the ideas included in the holy Avesta were bom and first became well known. In the Avesta, seven regions are named where the Zoroaster's followers lived, including Mouru.

The golden age of Margush lasted from the sixteenth to the thirteenth centuries BC. The advanced city of Gonur was the capital of this great agricultural civilization. It's ancient citizens built it on a great natural elevation. In the center of the city a fortified palace enclosed by a great wall was built. The unique architecture of this construction has no corollary and represents a singular phenomenon in the history of ancient Oriental architecture. Not far from this palace a fortified temple was located, and its walls and floors were coated with white gypsum. There were several special rooms in the temple where great jars, more than one meter in height, called khums, stood lengthwise along the walls on an elevated platform. The special cult beverage khoma - saoma was kept in these. This beverage was prepared either from poppy seeds or mandrake roots. Cult beverages were widely used in Zoroastrianism. A recipe for such a drink is even given in the Avesta.

Up until now, nearly 300 large and small settlements, and 30 temples have been found in the legendary country of Margush. The most astonishing part of our travels was viewing the silent witnesses to the glory and collapse of a great culture, and literally touch these antiquities, without fear of being caught by a custodian and his shout of "hands off, without fear of facing the warning of "All rights reserved". You can breathe ancient dust, which has not changed for three milleniums, and still draws intricate patterns on halls, behind which appear fantastical mirages linking the past and the present like dappled shadows.

Используются технологии uCoz