Киммерийцы

В районе г. Днепропетровска исследованы курганы киммерийцев у пос. Александровка (расположено в 2-х км от Игрени на берегу оз. Ленина).
По элементам погребального инвентаря захоронения датируются IХ - VIII вв до н.э. Интересно, что обряд захоронения совпадает в курганах киммерийцев Запорожской области. Это дает повод предположить существование первого единого племени.

Погребения у с. Александровка - основные, т.е. такие, над которыми специально насыпался курган (большинство киммерийских захоронений - впускные в более ранние курганы ямной и других культур). Ямы под захоронения необычайно велики и во всех случаях имели мощный накат из обтесанных или необработанных бревен.
 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сарматы



О сарматах в нашем регионе можно судить по находкам погребений у поселков Александровка и Соколово (район Татарка, в 10 км от Игрени), которые датируются I в. до н.э. - I в. н.э.

В погребальном обряде зафиксировано яркое проявление культа огня, что связано с общими индоевропейскими представлениями. Сарматы поклонялись солнцу и его земному воплощению - огню, и можно говорить об огромной роли огня в вере этого индоевропейского народа.
Погребения у пос. Соколово и Александровка отличаются большими размерами могильной ямы, что дает возможность предположить захоронения жрецов, хранителей культа огня.


О cлавянских сказках
("Сказка - ложь, да в ней намек...")

 


 

Читая русские народные сказки, мы часто сталкиваемся с такими персонажами как Змей Горыныч, Царь Горох, Царь-девица, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Эти символические образы народная фантазия создавала на протяжении многих поколений, и мы привыкли считать, что это - всего лишь сказки, не имеющие отношения к действительным событиям.

Но оказывается, в данном случае русские сказки говорят правду, поскольку все вышеперечисленные персонажи абсолютно реальны - в нашей давней Истории они имели свое физическое воплощение. С течением времени события давних лет подзабывались, обрастали легендами и превращались в народный эпос - наши родные сказки. О прямой взаимосвязи народных сказок и реальных событий говорили многие ученые-слависты, в частности так корифеи по истории древней Руси как академики Б.А.Рыбаков и Ю.К.Бегунов.

Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, таким образом превращаясь в сказки. Но за невероятными чудесами и поэтической красотой наших сказок в них всегда оставалась путеводная нить, связывающая нас с действительным прошлым. Не зря говориться: "Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок". В ней не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история отечества.

Древнегреческий историк Геродот упоминает, что первым славянским царем-объединителем был некий Таргитай. Так же он отмечает, что по легенде родителями Таргитая были: Зевс (Перун-громовержец - по-русски); и дочь реки Борисфен (Днепр) - (Дана, богиня вод). "От начала их (славян-сколотов) существования, или от первого царя их Таргитая, до похода Дария (512 год до н.э.) прошло круглым счетом никак не больше тысячи лет", - указывает Геродот.

В славянских сказках Таргитай известен нам под именем Тарха Тарховича или Гороха. И когда сегодня мы говорим, что "это было еще при царе Горохе", означает сие не только символическую временную даль, но и конкретно 2 тысячелетие до н.э., когда праславяне обосновались на территории средней Европы. Однако некоторые ученые-слависты утверждают, что история праславян еще более древняя.

Наши далекие предки жили в окружении множества других народов: в Крыму жили тавры, по берегам Черного моря селились меоты, на востоке (за Доном) кочевали индоиранские племена - предки киммерийцев, скифов и сарматов. К 11 веку до н.э. древние славяне достигли больших успехов в строительстве, торговле, кузнечном и литейном деле. В этот век славянская земля испытывала рассвет, но...

"Земля дрожит, мост дребезжит, вода ходуном ходит. Едет Змей Горыныч о трех головах. Всех, злодей, полонил, всех разорил, ближние царства шаром покатил", - так русские сказки описывают нашествие киммерийцев, состоявших из трех крупных племен - "Огненного Змея" о трех головах. Известно, что язычники-киммерийцы помимо множества иных богов, особо почитали бога-змея. (Известный из фильмов и книг "Конан - варвар" - именно киммериец.)

На протяжении 300 лет, с переменным успехом, киммерийский Змей подвергал разорению земли вплоть до Дуная и Вислы. Были покорены тавры в Крыму, кавказские племена, а весь 8-ой век до н.э. "Огненный Змей" грабил Урарту, Ассирию, Лидию и Палестину. Под натиском упоминаемых древними историками "народов моря", кои и есть киммерийцы, пало Хеттское государство.

Славяне в это время так же отражали постоянные нападения кочевников на свои земли. Строились богатырские заставы, защитные сооружения, копали глубокие рвы и насыпали высокие валы, получившие название Змиевых, по названию противника, против кого они возводились. На многие километры тянулись известные нам из истории "змиевы валы" - эти мощные укрепления, оборонявшие древнюю Русь (по поздней средневековой легенде, название это дано потому что Добрыня Никитич на Змее землю пахал). Но 8 век до н.э. принес на нашу землю секрет изготовления железных мечей, которые были намного эффективнее старых бронзовых. И наконец, в начале 7 века до н.э. наши предки переломили хребет змеиному чудищу.

Недолго отдыхала славянская земля. На смену старому прилетел молодой Змей - кочевые скифские племена, обладавшие наилучшей по тем временам конницей. В 7-6 веках до н.э. скифы (хоть и родственные славянам-сколотам) так же немало пограбили славянские земли, кавказские царства, Малую Азию, обложили данью Мидию и уничтожили могучую Ассирию, после чего последняя перестала существовать.

Однако древняя Русь копила силы, и вскоре скифские походы закончились. "И соседи присмирели, воевать уже не смели", - говорят сказки. В конце 6 века до н.э. славяне и скифы заключили союз - мирное существование Леса и Степи способствовало общему расцвету. Усилилось взаимопроникновение обычаев, стали похожи друг на друга города, поселки, оружие, одежда и изделия ремесленников. Недаром Геродот объединяет сколотов-славян и скифов-индоиранцев под общим именем "скифы"; к его времени это был уже один народ.

В 3 веке до н.э. снова пришла в движение Степь. Скачет Баба-Яга верхом на коне во главе полчищ, застилающих тучами край неба. Из приволжских просторов хлынули через Дон "женоуправляемые" сарматы, кочевые племена, родственные скифам. "Девичье Царство" сарматов обосновалось в северном причерноморье. Сарматская Царь-девица из русских сказок заставляет Ивана-Царевича жениться на ней, угрожая его отцу: "Я все царство побью, попленю, головней покачу". Почти пятьсот лет "Баба Яга" держала в повиновении все соседние народы, вытрясая дань и опустошая земли.

Но в начале 1 века н.э. Русь снова окрепла и присмирила своих "женоуправляемых" соседей, после чего образовался славяно-сарматский союз; и уже со 2 века н.э. античные историки смешивают в летописях сколотов-скифов и сарматов, не видя между ними различия. Так, благодаря взаимопроникновению культур, со временем сложился древнеславянский этнос.

Весьма примечательной является такая колоритная фигура народных сказок, как Кощей Бессмертный. Большинство исследователей русского фольклора сходится во мнении, что последний олицетворяет собой хазарина или верховного правителя - кагана. Хазария, расположившаяся на степных просторах между Доном и Волгой, начала соседствовать с Русью начиная с 5 века н.э. Вспомним, что костлявый старик Кощей изображается в черных красках, его окружают многочисленные слуги (сказочная нечисть), живет он в замке на высокой скале, часто на острове. Тайна его жизни (игла) запрятана далеко: "игла - в яйце, яйцо - в утке, утка в зайце, заяц - в золотом ларце, ларец висит на высоком дубе".

Здесь отражена символическая недосягаемость вражьего стана. И действительно, дворец правителя Хазарского Каганата находился на острове посреди реки Волги; вокруг лежал город из шатров - столица Итиль. Так же и хазарская крепость Саркел (после: Белая Вежа), находилась на острове посреди Дона. Именно "там Кощей над златом чахнет", - говорится в сказке; что так же имеет под собой реальную основу. Из истории мы знаем, что, тогда как рядовые граждане Хазарии исповедовали местное язычество и Ислам, правящая верхушка придерживалась иудаизма, который славится прагматичным и сверх-бережливым отношением к деньгам.

Кощей в сказках превращает людей в каменные статуи и уносит в свой замок прекрасную царевну - так сказки символически повествуют о 400-летних набегах кочевников, когда хазары уводили вглубь своего царства пленных. Тайна смерти Кощея оказалась в самом логове врага: неудержимый князь Святослав в 969 году победил Кощея, разрушив Саркел и Итиль, после чего Хазария перестала существовать как государство. Тысячи пленных были освобождены.

Безусловно, было бы ошибкой отождествлять абсолютно все персонажи всех народных сказок с реальными историческими событиями в русской истории. Значительная часть сказочных персонажей и приключений сотворена богатой народной фантазией и является лишь аллегорическим пересказом полюбившихся народных мотивов. Но и напротив, не следовало бы и огульно отрицать реальную взаимосвязь сказок с историей отечества... Внимательное изучение народных сказок открывает нам много интересного из нашей истории, но это тема уже для целой книги.

использованные источники: "Велесова Книга", "Язычество древних славян" - Б.А. Рыбаков, "Праславянская письменность" - Г.С. Гриневич. "Именослов" - В.С. Казаков

автор: © ЯД (Ярослав Добролюбов)


 

КИММЕРИЙЦЫ
Предскифский период

Геродот (IV,11): Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. ... народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. ... Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.


Предскифские памятники Верхнего и Среднего Дона
а-погребения, b- распространение племен с ранней текстильной керамикой, c- Пекшевское городище, d-случайные находки

В археологии степной полосы Восточной Европы предскифский период (IX- начало VII в. до н.э.) представлен памятниками черногоровского и новочеркасского типов. Целостная концепция их принадлежности киммерийцам была разработана А.И.Тереножкиным. Предскифские памятники Среднего Дона стали известны в последние десятилетия, прежде всего благодаря работам новостроечной экспедиции Воронежского университета. Их немного, но они очень близки степным захоронениям. Редкие впускные погребения в курганах эпохи бронзы и отдельные случайные находки соответствуют представлениям о предскифских племенах как подвижных кочевниках.

В погребальном обряде преобладает захоронение в вытянутом на спине положении головой на запад. Изредка встречаются захоронения на боку. Сопровождающий инвентарь беден. Обычно это серолощеные вазообразные сосуды. Лишь однажды встречен бронзовый нож с "горбатой спинкой" камышевахского типа.    

Судя по всему, эти памятники не находят продолжения в последующее время.

Одновременно в Верхнем Подонье не позднее рубежа IX-VIII вв. до н.э. появляются памятники (поселения и городища) с так называемой раннетекстильной (раннесетчатой) керамикой, близкие известным в бассейне Оки.

Хорошо изучено Пекшевское городище на р.Воронеж. Керамический комплекс памятника представлен двумя разными технологическими группами: раннесетчатой и гладкостенной. Не исключена их связь с поздняковской и бондарихинской культурами позднего бронзового века. Прочий инвентарь указывает на охотничью ориентацию хозяйства жителей Пекшевского поселка.

В VI в. до н.э. поселок был разгромлен вторгшимися из Днепро- Донской лесостепи носителями скифоидной культуры. Однако уцелевшие его обитатели и после разгрома продолжали некоторое время жить на городище, теперь уже совместно с пришельцами.


 

СКИФЫ, БУДИНЫ, ГЕЛОНЫ ?
Cкифский период

В VI в. до н.э. этнокультурная ситуация в лесостепном Подонье существенно изменяется. В правобережье Среднего Дона и в нижнее течение р.Воронеж из днепро-донской лесостепи проникают племена, сформировавшие среднедонскую культуру. На Верхнем Дону памятники с раннетекстильной керамикой сменяются городецкой культурой, носители которой использовали так называемую рогожную керамику (ее поверхности покрывались штампом, имитирующим отпечатки рогожи). Обе культуры активно взаимодействовали, на что указывают находки рогожной керамики на среднедонских городищах, а среднедонской - на городецких.

Одновременно на территории среднедонской культуры появляются курганы, содержащие захоронения с богатым инвентарем скифского облика (Воронежские курганы).

На северо-востоке Скифии Геродот помещал будинов и проживавших в их земле гелонов. К северо- востоку от них обитали фиссагеты и иирки, далее - меланхлены. Называет Геродот и скифов-апостатов (особых, отделившихся).


Если отождествление будинов со среднедонской культурой и скифоидными культурами днепро-донской лесостепи, а фиссагетов - с городецкой культурой сегодня почти не вызывает сомнения, то локализация гелонов и скифов-апостатов остается дискуссионной.


Киммерийцы
 

Karta na Kimeria

Нимрудский рельеф с изображением киммерийских войнов

Изображение киммерийцев на этрусской вазе

     Киммерийцы - древнейший народ из числа известных по своему имени народов, обитавших в Восточной Европе.
     Киммерийцы упоминаются в эпосе Гомера (8 в. до н.э.): "Там народ и город людей киммерийских, окутанных мглою и тучами", - говорит он в Одиссее, описывая путешествие элинов в Колхиду. Трагик Эсхил (VI-Vвв. до н.э.) в коментариях к "Прометею" указывает, где именно находится та местность, в которой, по Гомеру, "непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными": "Ты придешь на Киммерийский перешеек на самых узких вратах озера, то есть Меотийского (Азовского моря). Понт разумеет Киммерийский Боспор, который служит дополнением Меотийского озера". Геродот в 5 в до н.э. пишет: "и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор"
     Среди клинописных документов выделяются шпионские донесения с границ Урарту, хроники ассирийских и вавилонских царей, их дипломатическая переписка, оракулы бога Шамаша. Все они говорят о народе гамирра, т.е. киммерийцах, который начиная с последней четверти 8 в до н.э. стал сначала тревожить северные границы государства Урарту, а затем проник в Ассирию и Малую Азию.
     По одной из легенд опасаясь многочисленных скифов киммерийцы решили уйти из своей страны. Однако их вожди предложили бороться с врагами. Не получив поддержки со стороны народа, цари разделились на равные части и сразились между собой. Убитых в этой битве царей погребли в кургане, который был виден и много лет спустя.
     В 714 г. до н.э. киммерийцы нанесли сокрушительное поражение войску царя Урарту. В борьбе с киммерийцами пали цари Фригии и Лидии, а ассирийцы искали союза сними. Превосходство киммерийцев перед лучьшими армиями Передней Азии состояло, в прежде всего, в новой тактике, которая основывалась на создании массового легкого конного войска практически без обоза. Такое войско было необычно подвижно, а при большой дальнобойности и пробивной силе киммерийских стрел, отличающихся высокими баллистическими качествами, могло постоянно держаться на безопасном растоянии от противника. Стрельба велать в основном не через голову коней , назад по ходу скачки. Кони, летящие табуном в сторону от опасности, почти не нуждались в управлении. Таким образом, обстрел велся скаку, когда конный отряд мчался мимо противника и в сторону от него, при всем том огонь был убийственным. Боевые качества древневосточной конницы и колесничного войска не отвечали требованиям ведения войны с таким черезвычайно быстрым, маневренным противником, каким были киммерийцы.
     О могуществе киммерийского войска образно говорится в Библии: "Не будет в нем (народе, дальнем от края земли) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимается с чресл его, и не разорвется ремень у сандалей его; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его как вихрь".
     В 679/678 г. до н.э. киммерийцы вторглись в Ассирию. В 676-675 гг. до н.э. киммерийцы вместе с урартами напали на Фригию. Поход был успешным. Урарты захватили много добычи и пленных, а Фригия была отдана на разграбление киммерийцам. Бесчинства киммерийцев привели к тому что Лидия и Табал обратились за помощью против них к Ассирии. В битве с ними лидийский царь Гиг был убит, а столица его царства город Сарды, была взята и разграблена победителями. Вслед за Лидией киммерийцы обрушились на греческие ионицские города. По сообщению Стефана Византийского киммерийцы около ста лет владели городом Антандром на берегу Эгейского моря в северо-западной Малой Азии, и этот город даже назывался Киммеридой.
     В 50-х годах 7 в. до н.э. на помощь Лидии наконец пришла Ассирия. Направленное Ашшурбанипалом скифские отряды под предводительством Мадия разбили киммерийцев, которых тогда возглавлял Лигдамис и его сын Сандакшатру. Победа скифов над киммерийцами привела к поселению киммерийцев в Каппадокии и у города Синопа на южном берегу Черного моря. В конце 7 в. до н.э. лидийский царь Аллиат нанес им окончательное поражение.

Тавры

Тавры заселяли "... страну, прилегающую к морю, гористую и выступающую в Понт (Черное море), до Скалистого (Керченского) полуострова". Таким образом по Геродоту тавры жили на на ЮБК. "Тавры - народ многочмсленный  и любят кочевую жизнь в горах; по своей жестокости они варвары и убийцы...". Яркое описание их нравов дает Геродот: "Тавры имеют следующие обычаи: они приносят в жертву Деве (богине Деве) потерпевших кораблекрушение и всех элинов, кого захватят в открытом море, следующим образом: освяти жертву, ударяют ее дубиною по голове; ... тела сталкивают с крутизны, а голову насаживают на кол; ... живут они грабежами и войной".

Амазонка     


 

Киммерийцы и Тавры

В IX столетии до н.э. в Крыму начался ранний железный век, в начальную пору которого на полуострове обитали киммерийцы и тавры, вытесненные вскоре скифами. Киммерийцы. Этот народ Северного Причерноморья был известен Гомеру: в Илиаде упоминается земля дивных воителей кобылиц - млекоедов, бедняков, справедливейших людей. Геродот (V в. до н. э.) сообщает, что с приближением скифов вожди киммерийцев были готовы дать отпор завоевателям, а народ "имел намерение покинуть страну". Вожди разделились на две части и перебили друг друга, после чего киммерийцы ушли в Малую Азию. Они оставили след в географических названиях Крыма (Боспор Киммерийский - Керченский пролив, область Киммерия и прочее.). Можно думать, что киммерийцы были хорошо вооруженными всадниками, у которых уже сложилась военная аристократия.

Период с IX в. по первую половину VII в. до н.э. часто называют "киммерийским". В Крыму к "киммерийским" памятникам относится, в частности, погребение, впущенное в курган у села Целинного в Северном Присивашье. Умерший лежал в сильно скорченном положении на боку головой к востоку. В могиле найдены: спиральные подвески в полтора оборота из бронзовых гвоздей, обложенные золотым листом, обломок железного кинжала, сланцевый оселок с отверстием и лощеный грушевидный сосуд с отогнутым венчиком. В насыпи кургана обнаружена каменная стела, которая в свое время была установлена над погребением. Это схематизированное изображение воина в виде слегка расширенного книзу и закругленного сверху столба с реалистическим показом портупейного пояса и привязанных к нему предметов: слева - горит (футляр), в котором помещен лук, и кинжал с кольцевидным навершием, имеющим прямое перекрестие, сзади - оселок. Такие стелы близки к оленным камням Восточной Евразии - антропоморфным изображениям, на которых показаны животные (в основном

олени) и портупейный пояс с оружием.

Другое погребение раскопано в кургане у села Зольного близ Симферополя. Здесь при костяке воина, лежавшего в вытянутом положении на боку, головой к юго-западу, обнаружены предметы вооружения: железный меч, бронзовые, железные и костяные втульчатые наконечники стрел; детали конского снаряжения (костяные лунницы и бляхи в виде розеток, украшенные резным орнаментом и инкрустацией, бронзовые удила с кольчатыми концами и трехпетельчатые псалии), глиняный плоскодонный сосуд, каменный оселок и прочее. Удила, близкие к зольненским, найдены возле Керчи.

Киммерийские древности в Крыму известны также по захоронениям у сел Луговое, Фронтовое и другим памятникам Керченского полуострова. Описанные два погребения представляют соответственно черногоровский и новочеркасский типы "киммерийских" древностей, разнящиеся по характеру ритуала и инвентарю: в первом случае умершие похоронены в скорченном положении на боку и ориентированы головой на восток, во втором - в вытянутом с противоположной ориентировкой.

У черногоровцев кинжалы и мечи - с железным клинком и Т-образной бронзовой рукоятью, а у новочеркасцев - целиком из железа с дугообразным перекрестием. Черногоровские бронзовые удила имеют стремечкообразные концы, новочеркасские - двукольчатые. Черногоровские псалии - трехдырчатые, а новочеркасские трехпетельчатые. Наконечники стрел в черногоровских погребениях - с короткой, в новочеркасских же - с длинной втулкой. Погребения черногоровского облика имеют широкое распространение вплоть до Тувы (курган Аржан) и демонстрируют генетическую связь со скифскими древностями VII-VI вв. до н.э., а новочеркасские локализованы лишь в южнорусских степях и на Северном Кавказе.

По-видимому, в начале I тысячелетия до н. э. имела место миграция из Центральной Азии или из Южной Сибири, прослеживаемая по оленным камням, которые распространялись до Северного Кавказа, Северного Причерноморья и Среднего Поволжья, а единичные изваяния найдены даже в Болгарии, Румынии и Германии. Об этом крупномасштабном переселении с востока на запад свидетельствует также появление в Восточной Европе бронзовых удил с стремечковидными концами, бронзовых литых котлов с кольцевидными ручками и кинжалов, характерных для карасукской культуры Восточной Сибири.

Миграция, с которой следует связать возникновение черногоровских памятников, ускорила, а может быть даже обусловила переход в восточноевропейских степях, включая Северный Крым, от прочной оседлости, характерной для племен белозерской культуры, к кочевому образу жизни с большой ролью коневодства. При участии местных племен и пришельцев в Причерноморье: сложились памятники новочеркасского типа, а главным центром их формирования мог быть Северный Кавказ.

Предшествуя непосредственно раннескифским погребениям, появление которых объяснимо повторным притоком населения с востока, они и могут быть приписаны киммерийцам - кочевникам предскифского времени. По-видимому, вторгшийся в восточноевропейские степи азиатский народ, сыгравший решающую роль в формировании скифов, как и они сами, представлял уже северную группу иранских языков, что следует сказать также о белозерских и киммерийских (новочеркасских) племенах, хотя в последних можно усматривать и фракийский компонент, на который указывает западное (гальштатское) влияние на памятники XII-VII вв. до н.э. в Северном Причерноморье.

Тавры по письменным источникам. Согласно данным Геродота, тавры жили "разбоем и войной", принося в жертву богине Деве "потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море". Их умерщвляли дубиной, головы жертв прибивали к столбу, а туловище сбрасывали в море с утеса, где стояло святилище, или закапывали в землю. Головы же врагов, взятых в плен, на длинных шестах выставляли над домом в качестве стражей. Возможно, свое название тавры получили от Горного Крыма, который именовался Таврикой, по аналогии с обозначавшимися словом "тавр" горными хребтами Малой Азии и других областей.

Таврам были приписаны памятники IX-V вв. до н.э. и даже более позднего времени в Горном Крыму, объединяемые в кизил - кобинскую культуру: согласно Геродоту, тавры занимали "гористую страну" в полосе от греческого города Керкинитиды (в черте нынешней Евпатории) до Скалистого (Керченского) п-ова. Кизил-кобинские поселения. Они чрезвычайно многочисленны и расположены главным образом полосой, тянущейся от Белогорска до окрестностей Севастополя. Это Балаклава, Уч-Баш и Сахарная Головка (в районе Инкермана), Ашлама (в Бахчисарае), Холодная Балка (близ Симферополя), Симферополь, Кизил-Коба, Ени-Сала, в верховьях Салгира, Нейзац, Тау-Кипчак (Белогорский район). Кошка (в районе Симеиза) и прочее. Поселения встречаются обычно у рек, причем, в горах они имеют укрепления в виде двух стен из дикого камня, промежуток между которыми забутован (Уч-Баш, Кошка). Использовались также скальные навесы и гроты (например, Таш-Аир ). Поселения невелики и с бедным культурным слоем небольшой мощности, что свидетельствует о непродолжи

тельности обитания.

Жилища, как правило, однокамерные, имели площадь 20-50 кв. м. Они прямоугольной, реже овальной формы и делятся на три типа: землянки (Кизил-Коба); слегка углубленные в землю или наземные постройки столбовой конструкции с плетеными с